logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Кунсткамера

Петр I как человек был носителем тончайшей и даже яростной восприимчивости к новому, природной, неудержимой тяги к знаниям, интереса ко всему окружающему. В развитии его духа, уверенности, воли, кругозора сыграло решающую роль его первое путешествие за границу, которое состоялось в 1689г. в Голландию, Германию. В деятельности Петра многие отметили, что это путешествие как бы удовлетворило внутреннюю потребность к знаниям. За границей Петр вступает в длительные интересные и полезные контакты с усердными и увлеченными собирателями предметов древности.

Кроме посещения официальных научных, художественных, археологических учреждений он не преминул посещения: ратуши, благотворительных и исправительных заведений, медицинского ботанического сада (Гортус Медикус), зоологических собраний, собраний редких животных, этнографических и археологических, оружейной коллекции, монетного двора, музея королевского общества и библиотеки архиепископа Кентейбергского, Гринвическую обсерваторию и других. Петр осмотрел коллекции архитектора Схейнфута (архитектор, поэт, гравер, собиратель римских монет, коллекционер раковин), профессора Фридериха Рюйма, кабинет Николая Шевалье, бургомистра Амстердама Николая Витсека, Якоба де Вильде, который после взятия Шлиссенбурга поздравил Петра и послал свою книгу с описанием разных камней.

Кроме этого Петр посещал аукционы, где скупал книги, инструменты, редкости древности, каталог Оксфордской библиотеки, географические часы. Покупал попугаев, мартышек, крокодилов, изящных рыб. Одну обезьянку Петр I повез в Англию и не расстался с ней даже во время визита к королю Вильгельму III. Когда Петр посещал голландских художников Аламона, Хоубракена, просил их сделать наброски различных типов кораблей, с художником Штонебеком обсуждал фонтанные дела, фейерверки и другие технические вопросы. После приезда Петра I в Дрезден сразу вечером (как доложили Августу II) попросил разрешить ему осмотреть кунсткамеру. В час ночи его отвели туда, он особый интерес проявил при осмотре математических инструментов и различных ремесленных орудий. На следующий день после посещения королевы-матери он снова потребовал отвести его в Кунсткамеру. Там он оставался вплоть до ночи. Приходил Петр туда и в день отъезда. Изучал произведения прикладного искусства, естественные, исторические коллекции, большое внимание уделял тому, что собрано Августом I по географии, измерительным работам.

В первое путешествие Петра за границу написаны с натуры два его портрета. Один в Кенигсберге, другой по просьбе Вильгельма III в Гааге. Куракин в 1711г. отмечал, что другого подобного портрета в мире нет.

Привезенная из первого путешествия коллекция помещается в Москве в Аптекарской канцелярии. После приезда в Петербург Иоганн Шумахер был назначен библиотекарем и надсмотрителем редкостей и натуралиев. Петр получал из-за границы подарки, посылки, постоянные скляны с чудными зверями, затейливые инструменты, курьезные вещи. По его указу доверенные лица покупают за рубежом коллекцию монет в Гамбурге Людерса, кабинет Якоба де Вильде (перстни, камни, лампады), коллекцию монет и древностей в Константинополе (400 экз.), сам Петр во втором путешествии 1715-1717г.г. (Голландия, Англия, Франция) приобретает коллекции Готвальдо, Рюйта, Себа - резьба, кубки, колье. Но и внутри страны также регламентируются поиски древних поклаж предметов, старых вещей. В 1715г. Демидов - владелец тагильских заводов дарит Екатерине в честь рождения Петра-царевича массу золотых вещей. Петр шлет губернатору приказ собирать вещи дивные. Через 2 года Петр получает 122 золотых предмета от сибирского губернатора Гагарина.

В дальнейшем в центр систематически из Сибири, Алтая, Средней Азии, Киргизии, курганов Волги и Дона поступали украшения из золота, надписи на каменьях, ружья, старая посуда, светильники, статуэтки и все необыкновенное. Петр указами регламентирует поиски древностей, посылает ученых (Мессершмидт). Так был создан первый музей редкостей - Кунсткамера.

Кунсткамера Петра становится одной из достопримечательностей России, почти оставляя за собой все другие музеи. Частные коллекции имели Гагарин, Головин, Демидов, Голицын, граф Остерман, многие из них после смерти хозяев передавались в кунсткамеру.