Основная литература
Барнуэл, Джейн. Фундаментальные основы кинопроизводства: учеб. пособие / Джейн Барнуэл; пер. с англ. М. Еремеевой; науч. ред. А. М. Шемякин; РГГУ. – Москва: Тридэ Кукинг, 2010. – 208 с.
История зарубежного кино (1945–2000) : учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с.
История отечественного кино : учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – Москва : Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.
История отечественного кино: хрестоматия / рук. проекта Л. М. Будяк; авт.-сост. А. С. Трошин и др. – Москва: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011. – 672 с.
Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – Москва: Академический Проект, 2005. – 448 с. – (Технологии культуры).
Нечай, О. Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие / О. Ф. Нечай ; науч. ред. И. В. Вайсфельд. – Москва: Просвещение, 1989. – 288 с.
Новые аудиовизуальные технологии / под ред. К. Э. Разлогова. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 488 с.
Платонова, Э. Е. Тенденции в литературе и кинематографе в конце XX века // Культурология : учеб. пособие / Э. Е. Платонова. – Москва: Академический Проект, 2003. – С. 723–746.
Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Электронный ресурс] / С. Филиппов. – Режим доступа: http:// kinocenter.rsuh.ru/lib.html или // Киноведческие записки. – 2001. – №54. – С. 245–284. – №55. – С. 149–196.
Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. – 2-е изд. – Москва: Академический Проект, 2002. – 512 с.
Дополнительная литература
Александров, Е. В. Визуальная антропология – путешествие на «машине времени» по чужим мирам // Обсерватория культуры. – 2006. – №2. – С. 67–70.
Базен, А. Что такое кино? : сб. ст. / Андре Базен ; пер. с фр. – М. : Искусство, 1972. – 383 с. – В Интернете: http://www.film.risunok.com; http://subscribe.ru/archive/rest.cinema.muzeikino.
Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избранные эссе [Электронный ресурс] / Вальтер Беньямин ; предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко. – Режим доступа: http:// kinocenter.rsuh.ru/lib.html.
В мире кино = The World of Cinema : кн. для чтения на англ. языке : учеб. пособие / сост. И. В. Ступников. – Москва: Высш. шк., 1988. – 126 с.
Делез, Ж. Кино. Кино 1: образ-движение. Кино 2: образ-время / Жиль Делез ; пер. с фр. Б. Скуратова. – Москва : Ad Marginem, 2004. – 622 с.
Дозор как симптом : культурологический сб. / под ред. Б. Куприянова и М. Суркова. – Москва: Фаланстер, 2006. – 416 с. : ил.
Дубин, Б. Визуальное в современной культуре: к программе социологического анализа // Интеллектуальные группы и символические формы : очерки социологии современной культуры / Борис Дубин. – Москва: Новое изд-во, 2004. – С. 31–37.
Иоскевич, Я. 100 лет аудиовизуальной культуры Франции. Часть 1: Становление кинокультуры (1895–1939) / Я. Иоскевич. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. – 216 с.
Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Зигфрид Кракауэр; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой; вступ. ст. Р. Н. Юренева. – Москва : Искусство, 1974. – 424 с. – В Интернете : http://www.film.risunok.com.
Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. М. Будяк. – Москва : Материк, 2003. – 212 с.
Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – С. 288–373.
Магидов, В. М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания / В. М. Магидов. – Москва: РГГУ, 2005. – 394 с. : ил.
Мартьянова, И. А. Кинематографичность как одна из доминант идиостилевого развития современной литературы // Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) : учеб. пособие / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина и др. – Санкт-Петербург : СПбГУ ; Москва: Академия, 2005. – Гл. 15. – С. 309–334.
«Матрица» как философия : эссе / пер. с англ. О. Турухиной. – Екатеринбург : У–Фактория, 2005. – 384 с. – (Масскульт).
Менегетти, А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1 / А. Менегетти ; пер. с итал. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Онтопсихология, 2004. – 400 с. : ил.
Митта, А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве… – Москва: Эксмо-Пресс : Подкова, 2002. – 480 с.
Михалкович, В. Избранные российские киносны / Валентин Михалкович. – Москва : Аграф, 2006. – 320 с. – (Кабинет визуальной антропологии).
Плахов, А. Под знаком F. Кинофестивали : художественная публицистика / А. Плахов. – Москва : Д Графикс, 2006. – 312 с.
Плахов, А. Всего 33. Звезды [мировой кинорежиссуры] крупным планом / А. Плахов. – Винница : Глобус-Пресс, 2002. – 480 с.
Разлогов, К. Э. Вывозу не подлежит: отечественное кино и мировой контекст // Искусство кино. – 2006. – №7. – С. 64–70.
Разлогов, К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопр. философии. – 2002. – №8. – С. 26–41.
Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 287 с.: ил. – (Актуальная культурология).
Рейзен, О. Бродячие сюжеты в кино / Ольга Рейзен. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Материк, 2005. – 232 с.
Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 480 с. : ил. – (Технологии культуры).
Тынянов, Ю. Н. Кино // Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов – Москва : Наука, 1977. – С. 320–349.
Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва: Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.
Философия кино / ведущий рубрики Вадим Руднев // Бесконечный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.cinefantom.ru.
Хаакман, А. По ту сторону зеркала: кино и вымысел / Антон Хаакман; пер. с нидерл. И. Лесковской ; под ред. Б. Филановского. – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. – 292 с. : ил.
Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. – Москва: Наука, 2006. – 646 с. – (Искусство в исторической динамике культуры).
Хренов, Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. – Москва: Аграф, 2006. – 704 с.: ил. – (Кабинет визуальной антропологии).
Цивьян, Ю. Г. Киноведение / Ю. Г. Цивьян, М. Б. Ямпольский // Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1987. – С. 179–187.
Экранные искусства и литература: телевизионный этап. – Москва: Наука, 2000. – 175 с.
Экранная культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 168 с.
Якимович, А. К. Культура ХХ века // Культурология. ХХ век : слов. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. – С. 209–223.
Ямпольский, М. Язык – тело – случай: кинематограф и поиски смысла / М. Ямпольский – Москва : Новое лит. обозрение, 2004. – 376 с. : ил. – (Кинотексты).
- История кино
- Оглавление
- Пояснительная записка
- Тематический план курса «История кино»
- Тематический план курса «История кино»
- Содержание курса
- Часть I. Основы теории кино
- Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса
- Раздел 1. Особенности языка киноискусства
- Раздел 2. Организационная структура кинопроцесса
- Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы
- Тема 7. 1990-е: Возможно все
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- Принятые сокращения
- Конспект лекций Введение. Основы киноискусства
- Определение. Этимология основных терминов. Синонимический ряд.
- Границы основного объекта курса.
- Киноискусство в системе координат современной культуры
- 3.6. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.
- Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса
- 1.1. Особенности языка киноискусства
- 8.1. Два вида монтажа:
- 2.2. Организационная структура кинопроцесса
- 1. Киноиндустрия
- 4. Кинопроизводство
- 4.1. Создание фильма
- 4.2. Современное кинопроизводство
- 4.3. Сценарий
- 4.4. Подготовительный период.
- 4.5. Съёмочный период.
- 4.6. Монтажно-тонировочный период
- 4.7. Запись музыки и перезапись
- 4.8. Продвижение фильма на рынке
- 5. Современные термины
- 5.3. Пост-продакшн
- 6. Выдающиеся представители кинематографических профессий
- Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства
- 1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
- 6. Соединение игровой и анимационной техник.
- Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка Раздел 1. Первые шаги европейского кино
- 1. Дитя научно-технического прогресса
- Раздел 2. Кинематограф сша: 1895–1919 гг.
- 4. Организационная структура американского кинематографа
- 5. Голливуд: начало великой истории
- 6. Система «звезд»
- Раздел 3. Начало кинематографа в России
- Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино
- Раздел 2. Экспериментаторство в Европе
- Раздел 3. Американское кино 20-х годов
- 1. Крупнейшие режиссеры:
- 2. Великие комики мирового кино:
- 3. Первый звуковой фильм – «Певец джаза» (1927).
- Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда
- 7. Режиссеры:
- Раздел 2. Европейское кино
- 1. У французской афиши: поэзия и реализм
- 2. Кинематограф Великобритании
- 3. Сказки и утопии немецкого кино
- Раздел 3. Веселые дни советского кино
- 2. Историко-революционные фильмы:
- 3. Музыкальная комедия (лирическая комедия с музыкой)
- 4. Выдающиеся актеры
- Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции
- 1. 20 Сентября 1946 г. – открытие первого кинофестиваля в Каннах.
- 2. Италия
- 3 .Франция
- 4. Швеция
- Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран
- Начало телевизионной эры
- 1946 Г. – год наибольшего кассового успеха за всю историю Голливуда.
- 4. Режиссеры:
- Раздел 3. Ссср: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино
- Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт
- 2. «Новая волна» (1958–1968)
- 2.1. Режиссеры:
- 2.2. Актеры
- 3. Ссср: кино оттепели
- 3.1. Режиссеры
- 4. Кино стран Центральной, Восточной Европы и Балканского полуострова.
- 4.1. Режиссеры
- Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы
- 3. Режиссеры:
- Тема 7. 1990-е: Возможно все
- 2. Режиссеры
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- 2. Режиссеры:
- Библиографический список Справочная литература
- Основная литература
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Приложения
- Периоды (этапы) истории киноискусства
- Основные этапы развития киноязыка
- Лучшие фильмы всех времен и народов
- 1. Художественные фильмы
- 12 Лучших фильмов всех времен:
- 2. Документальные фильмы
- Человек с киноаппаратом (ссср, 1929) / Дзига Вертов
- Обыкновенный фашизм (ссср, 1965) / Михаил Ромм
- Список 100 лучших фильмов
- Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг
- Лучшие мюзиклы
- Лучшие романтические комедии
- Российские фильмы в Премии Академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards) «Оскар» (сша)
- Лучшие российские фильмы 1908–1957 гг.
- Лучшие русские фильмы 1958-2000
- Кино в Интернете
- Журналы о кино. Кино в журналах
- Выдающиеся историки и теоретики кино