logo search
Культур(пособ

Культура Беларуси в постсоветский период

В связи с начавшимися процессами распада СССР усилилось движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационное самоопределение

Укреплению национально-культурных тенденций способствовало принятие 26 января 1990 г. Закона «О языках в Белорусской ССР», придавшего белорусскому языку статус государственного, а также принятие 20 сентября 1990 г. Государственной программы развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. В дальнейшем были приняты и другие законы, направленные на развитие культуры, и прежде всего законы «О культуре в Белорусской ССР» (1991) и «Об охране и сбережении историко-культурного наследия» (1992).

Произошедшие перемены позволили белорусской культуре стать более открытой. В новых условиях развивались разные литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание, происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободе творчества.

Развитие гласности и плюрализма мнений стимулировали пересмотр старых стереотипов в оценках исторического развития России и Беларуси, сделали очевидной неоднозначность протекавших в БССР социально-экономических, политических и культурных процессов.

Граждане Беларуси познакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежных авторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть так называемые «полочные» кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы «катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстро распространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение к белорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Это позволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, ее культурными достижениями.

Перестроечные процессы коснулись также отношения к ве­рующим (и к религии в целом). Их перестали преследовать, культовые здания, отнятые у церкви, постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий затем были отреставрированы, отдельные храмы, представляющие историческую ценность, были построены заново (костел св. Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалины в Минске, Николаевская церковь в Брестской крепости и др.). По существу впервые за многие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Это стало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики вульгарного атеизма.

Итак, несмотря на финансовые трудности, в республике принимались меры по укреплению материально-технической базы культуры, развитию ее приоритетных направлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизации творческой деятельности молодежи и т.д. Это позволило увеличить число музеев, театров, концертных залов. Одновременно в сфере культурной деятельности наблюдаются негативные тенденции: снижение капиталовложений в культуру, перевод ее в значительной части на коммерческую основу, заметный отход от традиционных моральных и эстетических принципов. В результате закрываются клубы, библиотеки (без адекватной замены, особенно в сельской местности), сократилось число коллективов художественной самодеятельности и их участников, из-за низкой заработной платы работников учреждений культуры обострилась кадровая проблема.

И все-таки в отмеченный период возросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населения Беларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодого поколения. Хотя культура в перестроечный и постсоветский периоды развивалась сложно и противоречиво, за прошедшие годы усилилось внимание к ее национальному аспекту, повысилась степень свободы и открытости, расширились международные культурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов, созданием новых произведений в области литературы и искусства. Культурно-просветительные центры обратились к национальной культуре, одновременно участвуя в приобщении широких социальных слоев к лучшим достижениям мирового наследия. Появились новые творческие коллективы, частные театры, студии-театры, негосударственные учебные и культурные учреждения. Серьезной реформе подверглась система образования и воспитания. Возродились забытые или появились новые праздники, обряды, ремесла. Сложное финансово-экономическое положение республики не позволило в полной мере за короткий срок решить все важные проблемы. В направлении формирования нового качества общенациональной культуры многое еще предстоит сделать.

Таким образом, вся история белорусской культуры свидетельствует о том, что с самого начала она развивалась в тесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и Западной Европы. На каждом историческом этапе белорусская земля взращивала крупных деятелей отечественной культуры европейского и мирового масштаба. Это позволило поднять авторитет белорусского народа, а мастерам искусства достойно представлять национальную культуру на различных международных форумах, фестивалях, конкурсах и выставках.

На долю белорусской культуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, пожары, разграбление культурных ценностей завоевателями), но каждый раз она с честью выходила из кризиса. В особенно трудные периоды культурное развитие замедлялось, но никогда не останавливалось.

Благоприятные условия для расцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике после провозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости в связи с распадом СССР. Процесс социально-культурных преобразований проходит достаточно сложно. С одной стороны, усиливается внимание к национальной культуре, разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются памятники, строятся учреждения культуры; развиваются новые и восстанавливаются традиционные формы образования; верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции и обряды; значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями или дипломантами.

С другой стороны, на развитии культуры отрицательно сказываются сложное финансово-экономическое положение страны, усиливающаяся коммерциализация, закрытие ряда культурно-просветительных учреждений, особенно в сельской местности, невысокий морально-художественный уровень ряда телепрограмм, распространение видеофильмов сомнительного качества, падение престижа профессий преподавателя, работника культуры. По сравнению с серединой 1990-х гг. сузилась сфера употребления белорусского языка, снизился интерес к чтению книг.

Преодоление названных и им подобных отрицательных явлений требует объединения созидательных усилий институтов государства и организаций гражданского общества для проведения целенаправленной национально-культурной политики.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы считаете, можно ли говорить о преемственности российской и советской культур? Почему?

  2. Каково было отношение к интеллигенции в послереволюционные годы?

  3. В чем суть метода «социального реализма»?

  4. Как развивалась наука в советский период?

  5. Что такое андеграунд?

  6. Чем характеризуется процесс социально-культурных преобразований в Беларуси в постсоветский период?

Литература

  1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. ­М., 1990.

  2. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

  3. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. В 4-х книгах. М., 2003.

  4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

  5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1984.

  6. Россия в начале XX века. М., 2002.