logo search
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века

Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после нее.

Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.

Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси - великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.