logo search
Реферат

История России и поэт.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе — дугой,

Полярный круг — на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая”. Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края”, тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас рок событий?”

Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация.

Незабываем есенинский “красногривый жеребенок”:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

Сергей Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — ив этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта...” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Заключение

Двадцатый век русской советской поэзии определяют три великих имени – Маяковский,Блок, Есенин.Это неоспоримо ясно и понятно теперь не только специалистам по литературе,но и всем, кто просто любит поэзию. Алексей Максимович Горький назвал Сергея Есенина«законченно русским поэтом»13.

Поэзия Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Мир вчитывается в стихи Есенина, чтобы увидеть в них нас. Поэт гармонически сочетал в своем творчестве народную поэтическую стихию языка с традициями истинной и высокой русской классической поэзии. Он внес в конструкцию русского стиха живую органику естественной разговорной речи, самые доверительные интонации ее, а также мелодичность песенных основ.

Мир не раз замирал от восторга перед техническими чудесами, но потом привыкал к ним и переставал удивляться. К чуду поэзии нельзя привыкнуть. В нашей новой, стальной, по выражению Есенина, России он стал нужен и дорог людям, как сама прекрасная природа ее. В его творчестве живет свежесть раздольных полей и лесов и непостижимая до конца глубина жизни.

Умей смеяться,когда грустно,умей грустить,когда смешно,умей казаться равнодушной когда в душе совсем не то…

Список используемой литературы

  1. Хлыстаков Э. Неизвестный С.Есенин.//Москва.-1990-№8-с.198-199

  2. Есенина А.А. Родное и близкое. Изд. 2-е, доп. М., «Сов. Россия», 1979

  3. Казаков А.Л. Как жил Есенин. Юж.-Ур. Кн. Изд. 1991

  4. Лысцов И. Убийство Есенина.//Молодая гвардия-1990-№10-с.251-274

  5. Эренбург И. Смерть Есенина.//Лит.Россия-1990-5 окт.-с.15

  6. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.- М., 1989.

  7. Эвентов И.С. Сергей Есенин. Книга для учащихся.- М., 1987.

  8. Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин.- Казань, 1976.

  9. О, Русь, взмахни крылами. Есенинский сборник.- М., 1994.

  10. Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Издательство «Советский писатель», М., 1982

  11. Библиотека отечественной классики. Сергей Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах. Издательство «Правда», М., 1970

  12. В мире Есенина. Сборник статей. Издательство «Советский писатель», М., 1986

  13. Есенин и современность. Издательство «Современник», М., 1975.

  14. Занковская Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. Издательство «ФЛИНТА», М., 1997

  15. Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составитель П.Ф.Юшин. Издательство «Современник», М., 1978

  16. Марченко А. Поэтический мир Есенина. Издание второе дополненное. Издательство «Советский писатель», М., 1989

  17. Русское зарубежье о Есенине. Эссе, очерки, рецензии, статьи. Том 2. Издательство «ИНКОН», М., 1993

  18. Эвентов И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, 1978

  19. 1 Подробнее см. в книге: Л.В.Занковская. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. Издательство «ФЛИНТА», М., 1997.

  20. 2 В.А.Чалмаев. Приглашение в весну (Заметки об образах и «мелодиях» Сергея Есенина). В книге: Есенин и современность. Издательство «Современник», М., 1975, стр.146.

  21. 3 Л.В.Занковская. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. Издательство «ФЛИНТА», М., 1997, стр. 91-92.

  22. 4 Алла Марченко. Поэтический мир Есенина. Издательство «Советский писатель», М., 1989, стр. 56-57.

  23. 5 Цитируется по: В мире Есенина. Сборник статей. Издательство «Советский писатель», М., 1986, стр.388.

  24. 6 Там же.

  25. 7 Там же, стр. 389-390.

  26. 8 Там же, стр.395.

  27. 9 См. подробнее, Эвентов И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. Издательство «Просвещение», Ленинградское отделение, 1978, стр.122-125.

  28. 10Русское зарубежье о Есенине. Эссе, очерки, рецензии, статьи. Том 2. Издательство ИНКОН», М., 1993, стр. 68-69.

  29. 11 Там же, стр. 113-114.

  30. 12 Там же, стр. 122.

  31. 13 В мире Есенина. Сборник статей. Издательство «Советский писатель», М., 1986, стр.38.

  32. www.esenin.ru

  33. www.sergeiesenin.niv.ru

  34. www.litera.edu.ru

  35. www.krugosvet.ru