3.4.2. Основные проблемные блоки
Общая структура данного проблемного модуля представлена на рис. 6.
Он включает в себя четыре основных и два дополнительных проблемных блока.
Проблемные блоки данного модуля имеют следующие наименования:
4.1. Структура информационного потенциала общества.
4.2. Информационная техносфера.
4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.
4.4. Информационная культура общества.
3.4.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 4.1. Структура информационного потенциала общества.
4.1.1. Определение понятия «информационный потенциал общества».
4.1.2. Стратегическое значение развития информационного
потенциала общества на современном этапе развития
цивилизации.
Проблемный блок 4.2. Информационная техносфера.
4.2.1. Понятие информационной техносферы современного общества, ее состав и назначение.
4.2.2. Некоторые оценки уровня современного развития информационной техносферы.
4.2.3. Основные этапы развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества.
4.2.4. Современное состояние, проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России.
4.2.5. Информационная техносфера и проблемы развития системы образования.
Проблемный блок 4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.
4.3.1. Основные этапы развития ИТКС и сетевых технологий в передовых странах мирового сообщества.
4.3.2. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий.
4.3.3. Перспективные интегрированные системы связи на базе тяжелых космических платформ.
4.3.4. Региональные информационно-телекоммуникационные системы.
4.3.5. ИТКС в системе информационной поддержки развития науки и образования России.
Проблемный блок 4.4. Информационная культура общества.
4.4.1. Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития.
4.4.2. Информационная культура и социально-экономическое развитие общества.
4.4.3. Лингвистическая культура общества и полиязычные информационные технологии.
Указатель литературы.
1. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Социальная информатика — 93: Сб. научных трудов.— М.: И-т молодежи, 1993.
2. Колин К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриальной цивилизации // Социальная информатика—94: Сб. научных трудов.—М., 1994.—С. 4—23.
3. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.— М.: финансы и статистика, 1997.— С. 22—23.
4. Вартанова Е.Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РОИВТ.— М., 1990.— № 3 (17).
Рис. 6. Структура проблемного модуля «Информационный потенциал общества».
5. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант) // Вестник РОИВТ.— М., 1990.
6. Мизин И.А. Состояние и перспективы развития телекоммуникационных технологий // Информационные технологии и вычислительные системы.— М., 1996.— №3.
7. Черток Б.Е., Цыбин С.П. Перспективные системы связи на базе тяжелых космических платформ и пути решения насущных проблем информатизации общества // Проблемы информатизации.—М., 1991.—№ 1.
8. Гайкович Ю.В. Анализ опыта информатизации и создания телекоммуникационных систем в регионах России (по опыту работы НТЦ СИТ ИПИ РАН). Ежегодный доклад «Развитие современных информационных технологий на основе унифицированных средств информатики массового применения в Российской Федерации и за рубежом в 1995— 1996 годах». МНТК «Прикладные информационные системы и технологии».— М., 1996.
9. Чипашвили Ш.Ш. Развитие единых информационных пространств и проблема единого понимания семантики информации // Социальная информатика — 99: Сб. научных трудов.— М.: Социально-технологический институт, 1999.
10. Дрожжинов В., Штрик А. Проблема цифрового расслоения общества // PC WEEK/RE.— № 43.— 21 ноября.— 2000.— С. 39, 40, 47.
11. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.—350с. (Глава 4.—С. 129-171).
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные компоненты включает в себя информационный потенциал общества?
2. Что входит в состав информационной техносферы современного общества?
3. Какова роль информационно-телекоммуникационных систем и технологий в активизации использовании информационных ресурсов?
4. Приведите некоторые оценки уровня развития техносферы современного общества.
5. Охарактеризуйте основные этапы развития информационной техносферы в России и развитых странах мирового сообщества.
6. Дайте определение телекоммуникационной технологии.
7. Какие виды современных телекоммуникационных технологий Вы знаете?
8. Назовите основные проблемы развития сетевых технологий.
9. Какие направления развития сетевых технологий сегодня представляются наиболее перспективными?
10. Каковы основные проблемы и направления развития информационной культуры общества?
Темы рефератов
1. Информационный потенциал современного общества как основа его благосостояния.
2. Информационная техносфера России: состояние и перспективы развития.
3. Информационно-телекоммуникационные системы в мировом сообществе.
4. Информационная культура современного общества.
5. Информационная культура общества и социально-экономическое развитие.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9