logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Ассамблеи

Музыкальное искусство не получило при Петре I выраженного поступательного движения. Музыкально оформлялись придворные празднества, парадные обеды, выходы, балы, маскарады. Характерны для музыки того времени так называемые виватные канты, то есть хвалебные песнопения, имеющие фанфарный характер. Он очень торжествен, во время шествий виват возглашали многосотенные хоры. Это уже светская музыка. Она проникала в быт придворных, дворянства и мещанских слоев Петербурга. Во многих графских, генеральских и княжеских домах служили группы музыкантов, которые на трубах, литаврах исполняли несложные приветственные туши, серенады. Вокальные капеллы исполняли канты, псалмы, лирические песни. Достаточно часто историки называют талантливого композитора петровского времен Василия Титова - дьяка. Инструментальные оркестры исполняли музыку западноевропейских композиторов.

Разительные новшества, означающие окультуривание быта, вводились Петром после возвращения из первого путешествия. Когда его поздравляли с возвращением, он с восторгом отхватил бороды генералиссимусу Шеину Ромодановскому, русскому князю, правителю страны в отсутствие Петра главе Преображенского приказа. В 1705 году введен налог на право носить бороду: дворянин - 60 руб., купец - 100 руб., посадский - 30 руб.

В 1702 году в Москве открыт общедоступный публичный театр "Комедийная хоромина", сооруженная на Красной площади, вмещала несколько сот зрителей. Театр не пользовался успехом, немецкие актеры ставили пьесы, далекие от русской жизни. Более популярны были школьные театры при Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе. Здесь в унисон времени пьесы славили победы русского оружия, преобразования Петра.

Коренным образом меняла домашний досуг так называемая ассамблея - форма публичного общения, собрание, где женщины участвовали наравне с мужчинам, отменялся поцелуйный обряд при встречах, вводились деловые разговоры, танцы, игры. Указ гласил: "Хозяин ассамблеи не обязан (не повинен) гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать, он обязан обеспечить их напитками, табаком, курительными трубками, столами для игры в шахматы, комнатой для танцев". После смерти Петра эти собрания утратили так называемый "демократический" характер, их заменили балы при дворянах для высокоизбранных. Нужно отметить, что стремление Петра реформировать быт не затронуло народную толщу. Крестьяне носили бороды, длинную холщовую одежду, сермяжного сукна зипуны, воротили носы от кофейного духа, достойно блюли религиозные дни.

Отмечаются и пародированные явления. Петр разработал "устав всепьянейшего собора". В собор принимались пьяницы и обжоры с уродливыми физиономиями. Большую часть года соборяне пили в кельях. В дни святок и маскарадов пьяные компании выползали на свет. К ним присоединялся царь с окружением в 200 человек. В санях, запряженных медведями, свиньями, козлами эти сборища славили бояр, богатых купцов. Хозяин должен был проявить хлебосольство и учтивость, угощая и одаривая незваных гостей.