2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
В 1700 году последовал указ о запрещении носить длиннополое платье, практиковать немецкие и венгерские кафтаны, в случае нарушения - пошлина или обрезание одежды прямо на улице.
Совершенствованию семейного уклада служили указ 1702 года о новом порядке бракосочетания, 1714г.- указ об образовательном цензе для дворян при заключении брака, в 1717 г. обязательное наставление дворянам о воспитании детей в труде, выполнении обязанностей, обучении грамоте, танцам, верховой езде. "Юности честное зерцало" поучает юношу трем достоинствам и добродетелям: смирен, приветлив и учтив, девиц - 20 достоинствам: страх перед богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность, умение краснеть - последнее - показатель нравственной чистоты.
Не случайно, что при Петре I заметно насаждение образования. Так, в беседе с патриархом Адрианом в конце XVII века он говорил: "чую, многие желают учить детей своих свободным наукам, многие желают свету видеть", так он осознавал потребность страны, народа в знаниях. Петр I чувствовал неуверенность, уязвленное самолюбие, говорил, что без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения". Надо срочно готовить людей, способных делать дело, чаще всего новое, прежде малоизвестное или вовсе неслыханное.
Именно при Петре I создаются первые светские школы, дающие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ и напряженной внешней политики.
Среди них можно назвать:
Московские школы (Славяно-греко-латинская академия). Преподавал Леонтий Филиппович Магницкий (1687г.), навигационная школа (1701).
Математическая штурманская школа
Пушкарская артиллерийская школа - Москва, 1701г (набирали детей от 7 до 25 лет).
Медицинское училище - 1707г.
Инженерная школа - 1712г.
Русские школы, где учили читать и писать (Воронеж, 1703г., Петербург, Кронштадт, Ревель и др.)
Цифирные школы - 1714г. Были во всех губерниях, принимались дети от 10 до 15 лет, учили чтению, письму, арифметике. С 1716г. освобождены от обучения в них только дети дворян, 1722 г - дети духовенства, в 1722 училось 1389 учеников, закончили по всей России - 93 ученика.)
Горнозаводские школы - 1721г. С 1744г. слились с гарнизонными.
Петербургская хирургическая школа - 1716г.
В провинции начальное образование давали 42 епархиальных (церковных) школы, 46 цифирных – готовили местных мелких чиновников, гарнизонные – для обучения солдатских детей, а также несколько частных школ с изучением иностранных языков, философской мудрости, в городах возникали адмиралтейские русские школы готовившие детей мастеровых людей, дающих им грамоту, счет, мастерство. К концу царствования Петра I почти во всех крупных городах были 2 школы – духовная и светская.
В числе педагогов-теоретиков были Иван Тихонович Посошков («Завещание отеческое»), Василий Никитич Татищев предлагал педагогику утилитарную, для пользы отечества. Он предлагал учить крестьянских от 5 до 10 лет грамоте и письму, а от 10 до 15 лет – ремеслам. Нередко молодых посылали обучаться за рубеж. С 1703 г. печатались учебники: «Арифметика, сиречь наука числительная», Магницкого, «Букварь», «Грамматика славянская» - Поликарпова, «Первое обучение строкам» Феофана Прокоповича и др.
Петербургская академия наук создана в 1724г. При ней были открыты три уровня учебных заведений.
1 – это университет, то есть собрание ученых для обучения молодых людей наукам.
2 – гимназия, готовящая молодых людей для поступления в университет.
3 – собрание ученых и искусных людей. Таким образом академия совмещала научные и педагогические кадры.
Руководил академией Шумахер и к 1740г. привел их в упадок, запрещал вести занятия и читать лекции на русском языке. До 1760г. из гимназии ни одного человека не попало в студенты (лишь Котельников и Протасов - будущие академики). Иностранные учителя секли учеников, сокращали занятия, не преподавали славянские науки. Позже М.В. Ломоносов сказал: "Что до меня надлежит, то я сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться".
Академический университет прекратил существование во второй половине XVIII века после открытия Московского университета. В 1818 году организуется новый самостоятельный Петербургский университет. Для него характерно:
отсутствие сложившийся педагогической теории;
отсутствие системы воспитания, традиций, опыта;
наличие противоречивых, часто противоположных взглядов на обучение и образование;
наличие трудностей отхода от религиозного к светскому образованию.
В петровские времена шло много споров о том, нужно ли учить крестьянских детей. Так купец Пенцы Любавцев считал, что для крестьян училищ не надо иметь, наук земледельцу не нужно. И.Т. Посошков считал, что немалая пакость крестьянам чинится, от того, что грамотных людей у них нет, и в поборах много с них излишних денег емлют".
Напротив, Волынский и Татищев считали, что нужно учить грамоте и закону божьему - это позволит помещику иметь послушных и умелых приказчиков, писцов, мастеровых.
Граф Строганов говорил, что "учение полезно для крестьян, оно уменьшает их свирепства к хозяевам, выводит из тьмы невежества".
Создавая дворянское сословие Петр I поощрял дворовых за честный труд, в награду давал деревню с крепостными крестьянами. Дворяне должны были растить детей для армии. Лично сам Петр I пишет руководство отрокам и юношам «Юности честное зерцало», в котором он рекомендует и утверждает настойчиво для молодых людей:
избегать грубых слов, вести учтиво. Когда просят чего-либо сделать, то отвечай: «Что изволите, государь батюшка? Я уразумел, учиню так, как приказали». А не смехом делать, якобы их презирая и не слушая их повеление слов, исправно примечать все, что им говорено будет, а многожды назад не бегать, и прежнего другорядь не слушивать;
отвечай пристойно, рукою не маши, головою не кивай, подобно немым;
носом не хрипеть, не моргать, головою не трясти, руками не шалить, иначе опозоримы будете;
учтив должен быть, не драчлив, шапку сними, не доходя три шага, а не здоровайся проходя мимо;
в гостях беседу старших не прерывай;
другим недостатки не указуй;
молодой дворянин должен быть обучен: языкам, езде верхом, танцам, должен уметь биться на шпагах, вести беседу красноречиво;
платье своего и книг береги прилежно;
со лжи люди не мрут, а впредь веры не имут;
в нос не втягивай, как бы часы кто заводил, гнусным образом воздух не втягивать, не заглядываться яко осел;
в гости идти чистым, хорошие манеры помнить;
обрежь свои ногти, умой руки, сиди чинна, не жри яко свинья, не дуй в кость, чтоб везде брызгало, не сори егда ешь. Ногами не мотай. Не утирай губ рукою. Не облизывай перстов, не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти. Вилками, ножами не чертить, не колоть, не стучать;
над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотив куска, не говори, горок, забор из костей не делай;
рабы невежливы, упрямы, бесстыдливы и горды бывают, того ради надобно их смирять, покорять, унижать;
слуги всегда хотели больше права иметь, нежели господин, для того не надобно им попущать;
если такой заведется – то его надо наказать или сослать в дальнюю вотчину, ибо от него все стадо пострадать может.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры