logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Литература, образование, церковный раскол.

В XVII веке впервые записываются произведения устного народного творчества: песни, былины, заговоры, истории. Появился жанр сатиры, направленной в основном против церкви и суда (Повесть о Куре и Лисе, Сказание о попе Савве и великой его славе, Повесть о Шемякином суде.)

Появились жанры биографической и бытовой повести, исторические летописи, сказания (О завоевании Сибири Ермаком, Об Азовском осадном сидении казаков).

Печатный двор в Москве напечатал 483 книги. На Руси возникла рифмованная поэзия. Театральные представления шли в придворном театре царя Алексея Михайловича. В 1675 году впервые на сцене русского театра был поставлен балет. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, где пьесы писались преподавателями, а ставились учениками.

В XVII веке на Руси развивались и нарабатывались географические, военные, медицинские, математические, химические, физические и другие знания.

Для обучения людей издавались учебные пособия: «Букварь Бурцева», «Арифметика Смадлинского», «Грамматика», «Считание удобное для купующих и продающих». Имелись кроме того рукописи «Азбуковники», «Цифирные счетны премудрости». Открывались городские посадские школы. Уровень грамотности среди купечества составлял 96%, среди помещиков – 65%, среди казаков, пушкарей – 1%. Появляется житейский жанр об отношении поколений, нравственности. «Повесть об Улиании Осорьиной», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Флоре Скобееве». В качестве демократической сатиры можно назвать произведения: «повесть о Шемякином суде» - пародия на судопроизводстве, «Служба Кабаку» - пародия на церковную службу, «Колязинская челобитная» - пародия на канцелярскую волокиту, «Повесть о Ерше Ершовиче» - сатира на боярина и воеводу, богача.

Для царского двора Посольский приказ издавал первую рукописную газету «Куранты». В 1653-1656 гг. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу. Она привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология старообрядчества включала многие идеи – от проповеди национальной замкнутости, враждебного отношения к светскому званию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека. Лишь в XVIII веке светские начала были утверждены в культуре России.

XVII век известен сложным социально-религиозным явлением – расколом. Во главе церковных преобразований стоял Никон, призвал в помощь греков, которые исправляли ошибки в старых церковных книгах и обычаях. Новые книги разослали по церквям с повелением – старые книги сжечь, креститься не двумя пальцами, а тремя – как в греческой церкви.

За старую веру поднялись – часть духовенства, часть церковных иерархов, боярская аристократия, стрельцы, купцы, члены царской семьи. Возглавлял несогласных – протопоп Аввакум, за старую веру встал и Соловецкий монастырь, бывший в осаде 7 лет. Староверов по приказу патриарха наказывали, сажали в тюрьме, они бежали в леса. Идеологию раскола можно проследить по работам «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Жезл правления» С.Полоцкого, «Цвет духовный» патриарха Иоакима.