logo search
Культур(пособ

14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)

В период с конца XIII по XV вв. происходит сложный культурный синтез, к славяно-византийской традиции присоединяются западноевропейские творческие импульсы. Западные влияния усиливаются в XVI в. В этот период происходит складывание собственно белорусского типа культуры: становление языка, развитие художественной культуры на осн ове собственных культурных особенностей в сочетании с византийскими и западноевропейскими образцами. Именно в это время формируются основные ценности и характеристики культуры, которые на столетия определяют ее существование. «Христианский» гуманизм белорусского Возрождения, этическая направленность произведений белорусской литературы, ценности либерализма, религиозная толерантность – все это определило особое значение этого периода и было положено в основание белорусской культуры.

Идеи Возрождения и гуманизма на белорусской земле были сходны с общеевропейскими, но имели и свою специфику. В духовной жизни здесь сохранялась преемственная связь с древнерусскими культурными традициями, ощущалось значительное влияние православия, греко-византийской культуры и в то же время — довольно интенсивное воздействие западноевропейских идей. Новые явления европейской культуры и общественно-политической мысли не копировались слепо, а проходили своеобразную адаптацию с учетом местных условий. При этом культурные и цивилизационные достижения во второй половине XV - - первой половине XVI в. оказались столь значительны, что ученые называют этот период «золотым веком» в истории Беларуси.

Действительно, в период расцвета Великого княжества Литовского, вступившего в стадию раннего торгово-цехового капитализма и еще более полувека после Люблинской унии сохранявшего реальную автономию, ширилась белорусская общественно-политическая мысль, развивались художественные ремесла, возник и распространился местный художественный стиль — виленское барокко. Благодаря переплетению общеевропейских и национальных достижений появились самобытные виды искусства — белорусская резьба по дереву, слуцкие пояса, кореличские гобелены, уречско-налибокское стекло и др. Появились первые газеты, образованное общество наслаждалось театральными постановками, укреплялось национальное самосознание, динамично развивался белорусский язык.

По мнению ряда исследователей в области философии, филологии и живописи, белорусская культура XVI – первой половины XVII вв. имела целый ряд признаков, позволяющих характеризовать ее как период гуманистического Возрождения. Об этом свидетельствует становление различных искусств, гуманитарных наук, литературы, развитие книгопечатания, гуманистической философии. Специфическое славяно-белорусское направление этому течению придал Ф. Скорина. Появление личности такого масштаба и значения, вне всякого сомнения, могло произойти лишь в тех специфических условиях, которые сложились на Беларуси к началу XVI в. В его творчестве мы наблюдаем органический синтез классической античной традиции и христианства. Иллюстрацией последнего являются тексты «Прадмоваў і пасляслоўяў» к Библии Ф. Скорины. Как выдающийся духовный представитель своего народа Ф. Скорина выразил типические черты и особенности народного духа и строя мышления, которые позже найдут рельефно развернутое отражение в разных сферах национальной культуры – общественно-политической и философской мысли, литературе, искусстве.

Взгляды Скорины базировались на новом понимании человеческого достоинства и его предназначения, которое определялось не знатным происхождением, не суммой накопленных богатств, а высокой человеческой духовностью, интеллектуально-моральными достоинствами, профессионализмом, гражданской ответственностью. Характерной чертой мировоззрения Ф. Скорины, которая окажет влияние на многие умы эпохи, была попытка синтеза натурального, человеческого и божественного идеала, выразившаяся в его стремлении соединить и реализовать в жизни благотворительность, истину и красоту.

В 1517 – 1519 годах Франциск Скорина напечатал 42 книги на церковнославянском языке белорусской редакции в Праге (Библия), а в 1522 – 1525 годах – в Вильно («Малая подорожная книжка», «Апостол»). Книги получили широкое распространение у всех восточных и даже южных славян. Скорина в сущности создал белорусский литературный язык.

Широкий масштаб имела деятельность Сымона Будного, направленная на распространение арианства в белорусской среде. В Несвиже в 1562 году писатель и реформационный деятель С. Будный издал белорусский «Катехизис», призывая белорусов пользоваться в письменности родным языком. Как и Ф. Скорина, С. Будный был гуманистом, но отличался более радикальными взглядами, выступал за гражданский мир, против несправедливых войн, ратовал за духовную свободу человека. С. Будный одним из первых осознал опасность анархизма для общества и в книге «В защиту правительства» доказывал необходимость демократического управления обществом. Представляет интерес предложенная им модель доверительных взаимоотношений между гражданами и властью. В то же время в работе «О светской власти» он активно отстаивал право граждан на свободу слова (в том числе в вопросах религии), осуждал тиранию как форму государственного правления и выступал за утверждение политической демократии.

Вполне вероятно, что с протестантами был связан и белорусский просветитель Василь Тяпинский, издавший Евангелие с параллельным текстом на церковнославянском и белорусском языках, где были, остро поставлены проблемы спасения национальной культуры и лингвокультурной интеграции славян.

Выдающимся деятелем белорусской культуры эпохи Ренессанса был поэт-гуманист, просветитель, основоположник латиноязычной белорусской поэзии Николай Гусовский (ок. 1480 - после 1533). Одним из первых он заговорил о связи нравственных ценностей человека с природной средой. Горячий защитник мира, человек прогрессивных устремлений, он настаивал на необходимости экологического воспитания человека.

Н. Гусовский — создатель первой, адресованной европейскому читателю, реалистической лирико-эпической поэмы о Беларуси. Его имя обессмертила написанная в 1522 г. в Риме «Песня о зубре» (издана в 1523 г. в Кракове). Эта поэма принесла ему славу выдающегося культурного деятеля славянского мира. С большой любовью и пафосом в ней описана белорусская природа, а зубр предстает как явление национальной картины мира и в то же время как символ родины. Менее известны другие поэмы Н. Гусовского: «Новая и славная победа над турками в июле месяце» (1524), «Жизнь и подвиги святого Гиацинта» (1525), а также стихотворения.

Успешное развитие старобелорусского языка в условиях формирования белорусской народности содействовало появлению в эпоху Возрождения и Просвещения новых литературных произведений. Это происходило на волне обогащения и распространения фольклора, в котором приумножались элементы традиционной устной поэзии, в том числе обрядовые песни, древние сказки и предания. В литературных произведениях того времени рассказывалось о глав­ных исторических событиях — войне со шведами, казацких походах и др. В этих произведениях были сильны антикрепостнические и антиклерикальные мотивы.

В количественном отношении собственно белорусская книжность в те времена заметно превосходила рукописную и печатную литературу соседних народов. Так, в XVI в. в Великом княжестве Литовском на кириллице было издано более 80 изданий, а на латинице — только 3. В первой половине XVII в. белорусы имели несколько сотен тысяч рукописных и печатных книг, причем объем последних составлял около 200 тыс. экземпляров. Качество художественного оформления белорусских книг, изданных на родине и за рубежом, было очень высоким. Примечательно, что первая в мире типография, выпускавшая книги на кириллице, появилась еще в 1483 г. в Кракове. Типография же с использованием польского языка открылась только в 1505 г.

Произведениями, созданными в XVI в. на старобелорусском языке, интересовались и представители соседних народов, причем даже в XIX — начале XX в. Об этом свидетельствуют пометки на полях старинных белорусских книг. Знаменитая книга «Грамматики словенския» Мелетия Смотрицкого (ок. 1572—1633), впервые изданная на территории Великого княжества Литовского (1618—19), в 1648 г. была переиздана в Москве и в течение долгого времени использовалась в России для обучения русскому языку.

Библиотека Супраслъского монастыря по количеству и качеству собранных книг превосходила библиотеки великих московских князей и была почти вдвое больше знаменитой царской библиотеки Ивана Грозного. Причем монастырские книги не лежали мертвым грузом, а активно читались в кельях и за пределами монастыря, переписывались, выдавались для чтения различным церквям и светским лицам.

К сожалению, до наших дней дошла лишь незначительная часть литературных памятников, причем в основном религиозно-просветительского содержания, в том числе переводы с европейских языков различных книг Библии. Но в конце XV — первой половине XVI в. наряду с духовной литературой были распространены книги и сугубо светского содержания.

К числу оригинальных произведений светской исторической литературы принадлежит «Диариуш» («Дневник») новогрудского шляхтича Самуэля Маскевича. В нем последовательно отражены ключевые события военно-политической истории Речи Посполитой с 1594 по 1621 г. Значительный историко-литературный интерес вызывает роман-воспоминание «Приключения моей жизни» (1760), автор которого — женщина, врач и путешественница, уроженка Новогрудчины Саломея Русецкая (в замужестве Пильштынова). Впервые роман был издан в 1957 г. в Польше, а в Беларуси — в 1993 г.

Белорусская мемуарная литература началась с «Баркулабовской хроники». Этот оригинальный памятник белорусского летописания назван так в честь деревни Баркулабово Быховского района, где он был создан в середине XVII в. Хроника отражает наиболее значительные события общественно-политической и религиозной жизни Беларуси и России конца XVI -начала XVII в. В ней содержится богатый материал о жизни крестьян, их привычках, обычаях, есть даже сведения о существовавших в то время ценах на сельскохозяйственную продукцию. Анонимный автор осуждает войны, сочувствует простому народу. Хроника проникнута мотивами социального гуманизма и патриотизма.

В конце XVI в. борьба с социально-экономическим и католическим гнетом нашла отражение в полемической религиозной и политической публицистике, в основном анонимной. Для нее характерны злободневность, нравствено-гуманистический пафос, антикатолическая направленность и достаточно высокое литературное мастерство. Почетное место в религиозной полемической литературе принадлежит произведениям Мелетия Смотрицкого, Афанасия Филипповича, Стефана Зизания, Леонтия Карповича.

Развитие поэзии как самостоятельного вида литературного творчества связывают с именем Симеона Полоцкого (С.Г. Петровский-Ситнянович, 1629—80). Этот знаменитый поэт, драматург, публицист и педагог — общее достояние культур Беларуси и России. Он родился в Полоцке, здесь же начинал учиться, а продолжил образование в Вильно и Киеве (Киево-Могилянский коллегиум). С 1664 г. жил в Москве, стихи писал на церковнославянском, белорусском, латинском и польском языках. Рифмы словно сами шли к нему. Поэтическое наследие С. Полоцкого составляет около 50 тыс. строк. Первым в России он превратил поэзию из ремесла в искусство. Проторенной им дорогой воспользовались В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин. Обширные научные интересы и глубочайшие познания вызывали уважение современников, в том числе и самых высокопоставленных особ: Полоцкого пригласили наставником к детям царя Алексея Михайловича. Кроме того, в училище для подьячих Приказа Тайных дел он преподавал латинский и польский языки, риторику, поэтику, философию, астрономию и другие дисциплины. Благодаря С. Полоцкому в Москве открылись типография и первый русский школьный театр. По существу, он одновременно исполнял обязанности «министра культуры» и «министра образования». На склоне жизни ученый предложил проект первой в Москве высшей школы — Славяно-греко-латинской академии. Позже царевна Софья сумела его осуществить. С. Полоцкий — глубокий философ, основатель русской силлабической поэзии и драматургии, родоначальник восточнославянского литературного барокко, создатель высоконравственной поэтической дидактики, утверждавшей приоритет духовных ценностей над утилитарно-материальными.

С 80-х годов XVI в. важнейшими центрами белорусской культуры становятся братства. Это были общественно-политические организации православных горожан, боровшихся и против экспансии католицизма, и против засилья в культурной жизни верхушки православного духовенства. При братствах возникали школы. Младшие ученики изучали грамоту и основы пения по нотам, старшие – грамматику древнеславянского и греческого языков, риторику, поэтику, элементы философии. Под влиянием нескольких крупных братских школ возникают многочисленные школы грамоты при братствах и церковных приходах в большинстве городов, а позже и во многих селах Беларуси.

С деятельностью братств и братских школ связано и дальнейшее распространение книгопечатания. Крупнейшим центром книгопечатания стал Вильно. Книги кирилловского шрифта на древнеславянском и белорусском языках издавали здесь типографии купеческого дома Мамоничей, Виленского братства. Белорусский книгопечатник Спиридон Соболь, начавший свою издательскую деятельность в Киеве, позже издал несколько книг в Восточной Беларуси – в Кутейне, Буйничах, Могилеве.

Развитие архитектуры

С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Строительство сооружений общегосударственного характера отходило на второй план перед воздвижением частновладельческих замков и оборонительных культовых сооружений. Менялись тип и характер оборонительного зодчества. Главными художественными (архитектурными) стилями на белорусских землях стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси.

К началу XVII в. в Беларуси насчитывалось около 40 городов. Большинство из них (Полоцк, Витебск, Берестье, Гродно, Могилев, Слуцк, Орша и др.) были защищены крепостными стенами, башнями, земляными валами, рвами. Изменение планировки населенных пунктов началось с центров городов, поскольку возросло их торгово-экономическое значение. Торговая площадь стала ядром всей архитектурно-планировочной структуры, вокруг которого возводились общественные и культовые сооружения. Собственно, города получили два административных центра — замок и торговую площадь; к ним тяготели ратуша, другие административные здания, торговые заведения и т.п. Примером может служить Могилев. В 1604 г. населявшие его 15 тыс. жителей размещались в 2211 домах, а к концу XVII в. здесь была построена оригинальная по своему архитектурному стилю ратуша. Своеобразием облика поражали перестроенные города-крепости Слуцк, Речица, Быхов, Несвиж. Среди традиционных крепостных сооружений выделялись мощные укрепления в Витебске, Борисове, Полоцке. По-прежнему значительную военную и административно-организаторскую роль играли замки (как старые, так и новые), деревянные стены которых заменили каменными.

На рубеже XV—XVI вв. расширилось строительство частновладельческих замков. Концентрированным выражением традиций белорусского замкового зодчества, высшим достижением национального военно-инженерного искусства того времени является замок в Мире (Кореличский район). В разные периоды им владели Ильиничи, Радзивиллы, Витгенштейны, Святополк-Мирские. Под именем замка Горшеков его описал в поэме «Пан Тадеуш» Адам Мицкевич.

Мирский замок строился в несколько этапов, корпуса надстраивались. Достопримечательностью замка-дворца являются башни, украшенные нишами и орнаментальными поясами. В его архитектуре черты поздней готики сочетаются с элементами ренессанса. Замок неоднократно подвергался осаде и разрушению со стороны шведов, французов, армий русских царей, однако всякий раз восстанавливался. В наши дни он вновь реставрируется, впечатляя величием и красотой. Являясь жемчужиной белорусской архитектуры, замок притягивает к себе туристов.

Ряд памятников замкового зодчества первой половины XVI в. содержат элементы, трансформированные из фламандской и нидерландской ренессансной архитектуры. Это не случайно, ибо в их проектировании и строительстве принимали участие голландские архитекторы, инженеры, фортификаторы. Привнесенное ими влияние особенно ощущается в архитектуре Гольшанского замка-дворца, сооруженного в начале XVII в. Знатоки, любуясь им, вспоминают замки под Антверпеном, а современники считали его самым красивым замком на территории Беларуси. Интересен своим архитектурным решением также замок в Любче.

Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Так, в 1580 г. подвергся перестройке Старый (Королевский) замок в Гродно, ставший резиденцией короля Стефана Батория. В стиле местного ренессанса он был реконструирован архитектором Скота из Пармы.

Позже (в XVII — первой половине XVIII в.) ведущим направлением в искусстве Беларуси стал стиль барокко с присущими ему композиционно сложными сооружениями, пышностью, динамизмом и разнообразием архитектурных форм, декоративной перегруженностью интерьеров. Белорусское барокко представлено многочисленными произведениями архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Первым зданием, построенным в стиле раннего барокко, является иезуитский костел в Несвиже (1584—93), сооруженный по проекту итальянского архитектора Яна М. Бернардони на средства Николая Радзивилла Сиротки. Прототипом послужил главный храм иезуитов Иль Джезу в Риме, созданный по проекту Джакомо делла Порта (ок. 1575—77), — яркий образец раннего итальянского барокко. Черты этого стиля проявляются и в облике дворцов Сапег в Ружанах, Хрептовичей в Щорсах, Радзивиллов в Несвиже, а также проступают в архитектуре культовых зданий — Николаевского собора в Могилеве (конец XVII в.), фарного костела в Гродно (XVII—XVIII вв.), Собора Петра и Павла в Витебске (вторая половина XVIII в.), синагоги в Старом Быхове (середина XVII в.) и других подобных сооружениях. Во многих из них формы барокко сочетаются с национально модифицированным классицизмом (в фасаде здания) или даже рококо. Последний стиль распространился в Беларуси во второй половине XVIII в. и подчас доминировал в сплаве с другими стилями: Дятловский дворец Радзивиллов (середина XVIII в.), Слонимский дворцовый ансамбль М.К. Огинского (1770-е гг.).

Важной вехой в развитии белорусской архитектуры XVII—XVIII вв. стало появление так называемого виленского барокко. Оно сформировалось на местных традициях и оставило след в истории мирового зодчества. Расцвет виленского барокко связывают с творчеством архитектора И.К. Глаубица, много работавшего на белорусской земле, особенно в культовом зодчестве. По его проектам построены костел в Столовичах (Барановичский район, 1740—46), православная Спасская церковь в Могилеве (1756—62), фарный костел в Лиде (1765—70). Вместе с Б. Косинским он разработал проект реконструкции и восстановления полоцкого Софийского собора как униатской церкви (1738—50).

Развитию архитектуры и всей культуры ощутимо содействовали меценаты из числа просвещенных магнатов и городских старост. Так, например, в Гродно и много столетий спустя добрым словом вспоминают старосту Антония Тызенгауза (1733—85). Благодаря ему были построены гостиница, ресторан, кузница, дворец, театрально-музыкальная школа и целый район Городница. За 15 лет (1765—80) в этом районе появилось около 50 зданий различного назначения. В результате Гродно из небольшого и грязного городка превратился в крупный промышленно-торговый и культурный центр, уступавший в ВКЛ, пожалуй, только Вильно. По приглашению А. Тызенгауза здесь работали итальянский архитектор Д. Сака и французский натуралист, хирург и анатом, доктор медицины Ж.-Э. Жилибер.

Развитию городов на территории своих земель содействовали Радзивиллы в Несвиже, Сапеги в Ружанах, Кишки в Любче. Так, в Несвиже по инициативе знаменитого семейства были построены фабрика гобеленов, оранжерея, больница, аптека, дворцово-парковый ансамбль, эрмитаж (1604), зверинец, мастерская художественного литья, театр, музыкальная школа, школа флотских офицеров, кадетский корпус.

Театрально-музыкальная культура

В эпоху системного обновления отечественной культуры в духе творческого традиционализма развивался фольклорный театр (народные жанры скоморохов, батлейка), появлялись новые виды самодеятельной и профессиональной драматургии, прежде всего – школьный и магнатский театры.

Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 г. в Полоцке при иезуитском коллегиуме. Здесь же, в Полоцке, в 1788 г. было построено специальное здание для театра. А всего в XVIII в. действовало 22 школьных и 26 музыкально-драматических театров. Авторами пьес для школьных спектаклей и их постановщиками были педагоги, исполнителями — учащиеся. Кроме пьес религиозного содержания они разыгрывали спектакли с историческими сюжетами, интермедии, обращаясь к событиям времен Римской империи и средневековой Европы. Представления давались на латыни. Правда, в антрактах исполнялись интермедии на белорусском языке. Постепенно некоторые из этих произведений превратились в серьезные драматические произведения.

В 1787 г. традиционная школьная интермедия уступила место профессиональным белорусским пьесам типа «Камедыі» К. Марашевского и «Лекара па прымусу» М. Цецерского. Герои в них заговорили живым народным языком, что означало поворот к демократизации школьного театра. Необходимо отметить тот факт, что белорусско-польский драматург, профессор риторики и поэтики М. Цецерский одним из первых начал вводить в драматические сочинения белорусский язык. Вместе с музыкантом Р. Вардоцким он создал в 1789 г. первое на территории Беларуси комическое оперно-опереточное произведение «Аполлон-законодатель, или Реформированный Парнас».

В праздники население городов и местечек наслаждалось искусством народного кукольного театра батлейки (он известен с XVI в.). Белорусская батлейка использовала около 20 постоянных народных сценок и множество сюжетных вариаций на злобу дня. Главным героем неизменно выступал весельчак, шутник и народный заступник Нестерка. Школьный театр и народные представления оказали влияние на развитие театрально-музыкальной культуры. Крупные магнаты увлеклись домашними спектаклями с музыкально-танцевальным сопровождением, и во второй половине XVIII в. многие из них обзавелись собственными так называемыми крепостными театрами. В богатых усадьбах создавались оркестры, хоры, балетные и оперные труппы. Среди крепостных встречалось немало способных артистов. Но в частных театрах кроме них играли любители, нередко члены семьи магната, и даже выписанные из-за рубежа талантливые профессионалы. Так что домашние спектакли стали своеобразной переходной формой от школьного к профессиональному академическому театру.

В конце XVIII в. крепостные составляли большинство в труппах частновладельческих театров. Случалось, что их отправляли за границу учиться актерскому мастерству и музыке. Так, Ян Тентилович, крепостной Радзивиллов, после учебы за границей стал капельмейстером в их театре.

Театры Беларуси и их постановки считались одними из лучших в Европе. Частновладельческие театры предпочитали пьесы сентиментального характера. Примечательно, что в России на 100 лет, а в Западной Европе на 150 лет позже, чем в Беларуси, для спектаклей стали воздвигать павильоны. Слонимский театр и вовсе имел приспособление для проведения знаменитых водных феерий в закрытом помещении. По утверждению Г.И. Варышева, в тот период нигде, кроме Беларуси, не было сцены, которая, раздвигаясь, заполнялась водой, и актеры появлялись на лодках.

Одним из лучших белорусских театров был Несвижский театр (1740—1809). Его успешная деятельность и известность связаны с именем Уршулы Франтишки Радзивилл (1705—53) — жены М.К. Радзивилла («Рыбоньки»). В 1746 г. она создала первый в истории западных и восточных славян светский театр, для которого написала 16 драматических произведений и оперных либретто. Современные исследователи причисляют их к уникальным «театральным примитивам» той эпохи. Оперные либретто, написанные знатной дамой, были первыми на белорусской земле. Кроме того, она переводила Мольера, Вольтера, сочиняла стихи, чудесно пела, пополняла замковую библиотеку, способствовала организации второй несвижской типографии.

Среди музыкантов, популяризаторов и организаторов театрально-музыкальной жизни, следует выделить композитора и исполнителя Михаила Казимира Огинского (1730—1800). Будучи гетманом Великого княжества Литовского, он при своем дворе в Слониме создал капеллу, театр, балетную и музыкальную школы, построил здание театра. Огинский писал стихи, либретто к операм, хорошо играл на кларнете, скрипке, арфе, флейте, клавикордах. Созданный им оркестр современники считали эталонным и сравнивали с мангеймским — «камертоном Европы». После смерти гетмана в его архиве было найдено огромное количество нотного материала, в том числе 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других небольших музыкальных произведений. Специалисты относят их к лучшим образцам камерного искусства XVIII в. Сегодня можно только догадываться о масштабах музыкальной деятельности Огинского, его интересах, увлечениях. Не случайно Слоним времен Огинского приравнивался к европейским центрам музыкальной культуры.

Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Так, композитор и педагог И. Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда.

Таким образом, в XVI—XVIII вв. белорусская культура достигла значительных успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения.

Во второй половине XVIII в. в Беларуси распространялись идеи западноевропейского Просвещения, учения Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Д. Юма, Вольтера, Ж. Руссо и других известных философов. Это нашло отражение в передовой литературе, науке, философии, искусстве, религиозной контркультуре, стимулировало научный поиск, содействовало развитию знаний (естественных и гуманитарных).