Искусство Западной Европы в XVIII веке
К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес, в 1665 г.— Пуссен, в 1669 г.— Рембрандт, ранее всех — в 1640 г.— Рубенс. Пришедший на смену «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, с искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса. К концу жизни Людовика (1715) Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания) — одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII столетия. XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением. Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI—XVII вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандида» Вольтера и «Страдания молодого Бергера» Гёте, музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) —характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.
- Искусство античности Эгейское искусство
- Искусство Греции Гомеровская Греция
- Греческая архаика
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Искусство Рима Этрусское искусство
- Искусство Римской республики
- Искусство Римской империи
- Искусство средневековья
- Раннехристианское искусство
- Дороманское искусство
- Романское искусство
- Готическое искусство
- Мария и Елизавета. Статуи западного портала собора в Реймсе
- Византийское искусство
- Искусство Возрождения Итальянское Возрождение
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Высокий Ренессанс в Венеции
- Северный Ренессанс
- Нидерландское Возрождение
- Немецкое Возрождение
- Французское Возрождение
- Искусство Западной Европы в XVII веке
- Итальянское искусство XVII века
- Испанское искусство XVII века
- Фламандское искусство XVII века
- Голландское искусство XVII века
- Французское искусство XVII века
- Искусство Западной Европы в XVIII веке
- Итальянское искусство XVIII века
- Французское искусство XVIII века
- Английское искусство XVIII века
- Искусство Западной Европы в XIX веке
- Французский классицизм последней четверти XVIII — первой трети XIX века
- Испанское искусство конца XVIII — первой половины XIX века. Франсиско Гойя
- Английское искусство конца XVIII—XIX века
- Немецкое искусство XIX века
- Романтизм 20—30-х годов XIX века
- Реализм середины XIX века
- Импрессионисты
- Постимпрессионисты
- Архитектура XX века. Основные проблемы
- Изобразительное искусство XX века. Основные направления