2. Христианство как доминанта средневековой культуры
Христианство как доминанта духовной жизни обусловливает роль церкви как института культуры. В лице папства она выступает как сила, стремящаяся к господству над миром. Христианство призывало к новому уровню духовного самосознания человека. Сущность нравственного начала средневековой христианской идеологии можно представить единством Веры, Надежды, Любви.
Вера - особое состояние духа, как ведущая к богу святая простота.
Надежда - идея спасения от греха с помощью бога через загробные воздаяния, путь к которому - смирение.
Любовь есть любовь к богу как связь, устремление к нему человека.
Первые христиане жестоко преследовались римскими императорами. Их распинали, заточали, сжигали, терзали дикими зверьми. Несмотря на преследования христианство распространялось быстро в пределах Римской империи, Армении, части Сирии, Эфиопии, Грузии, Руси. К XIII веку вся Европа была христианской. Христианство наложило отпечаток на нравственное, художественное, общественное, политическое, интеллектуальное развитие культуры не только Европы, но и мира.
Чем обусловлено столь активное, всеобъемлющее влияние христианства как религии?
Прежде всего, следует отметить, что христианство как религия содержало в себе идею добра, справедливости, гуманизма, добродетели, лучших человеческих и социальных ценностей.
Кроме того, христианство как религия универсально, оно не ограничено ни этническими, ни политическими условностями и рамками. Христианство обладает большим гуманистическим потенциалом к личности, как к носителю ответственности перед Богом. Христианство требует от человека активного духовного творчества. Христианство являлось объединителем многообразного единства европейского мира.
Христианство выработало новый нравственный канон, систему координат для человека, согласно которому человек ответствен за свою судьбу перед Богом, а ему определены цели и смысл человеческого существования. Христианство выступает в виде концепции человеческого бытия, чести, совести, долга, нравственности, доброты, гуманизма. Библия стала священной книгой христиан. Ветхий и Новый Завет, иконопись, духовная музыка, религиозное искусство, архитектура несут в себе общечеловеческий смысл.
Суть христианства изложена в 12 пунктах «Символа веры», принятого на Никейском соборе (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборе.
Первый Вселенский собор постановил: «Сын Божий есть истинный Бог, рождённый от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рождён, а не сотворён, и единосущен с Богом Отцом».
Второй собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
На Третьем Вселенском соборе признано соединение в Иисусе Христе со временем воплощения двух естеств: Божеского и Человеческого, Иисуса Христа исповедовать совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицею.
Седьмой Вселенский собор (787 г.) осудил иконоборчество. Он определил: постановлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Житворящего Креста Господня и Святые иконы и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божьей Матери и Святым, на них изображенных.
Христианская культура признавала человека как земное воплощение Бога, признавала в человеке личность. Христианство запретило жертвоприношения, отказалось от строгой регламентации человека в быту.
В христианстве, как религии, сформированы её нравственные начала, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относятся: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы».
Впервые в религиозной практике христианство сформировало нравственные заповеди не в запретительном, а в положительном плане, обращаясь к совести человека.
Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.
Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, не послужиши им.
Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них все дела твои. В день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будите на земле.
Не убий.
Не прелюбы сотвори.
Не укради.
Не послушествую на друга твоего свидетельства ложна.
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть бляжняго твоего.
Особенно в средневековье обращалось особое внимание не только на таинства, добродетели, но и на греховность. Смертными грехами считались: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние. Святыми таинствами считались: крещение, миропонимание, причащение, покаяние, священность, брак, елеосвящение. Добродетелями признавались: вера, надежда, любовь.
Из многих нравственных предписаний христианства считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. Первая и наибольшая заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всею мыслею твоею». Вторая заповедь, подобная ей «Возлюби ближнего твоего, яко сам себя».
Воплощением заповедей, несущих элементы и идеи коллективизма можно назвать первые христианские общины на принципах общности имущества. Воплощением идеи индивидуализма, аскетизма, формой осуществления евангельских норм было монашество, с его строгой дисциплиной.
Христианство образовало пространство, на котором сложилась христианская культура, давшая миру высочайшее искусство, архитектуру, научно-технический прогресс, демократические порядки. Не смотря на то, что в истории христианства имели место крестовые походы, жестокая борьба с еретиками, учёными – носителя научного взгляда на жизнь в результате движения Реформации произошло становление версий христианства как выражения социальных и политических изменений, происходящих в Западной Европе в XI-XVII веках.
Католицизм был совместим с наличием церкви как посредника между Богом и человеком, крупным церковным землевладением, монашеством, выплатой денежных средств папской казне и вмешательством папы в политические дела, безбрачием духовенства.
Протестантизм – религия автономного человека, ведущая его к спасению: не доверяй каким бы то ни было авторитетам, ни церкви, ни античным мудрецам, доверяй собственному разуму. Протестантизм внедрял удешевление церковных ритуалов, отказался от поклонения кресту, реликвиям, иконам, мощам, оставил почитание библейских праведников. Из семи наиболее важных католических обрядов протестанты оставили два: крещение и причастие. Протестантизм подорвал монополию католической церкви на истину, повысил доверие к личности.
Однако становление протестантизма не обошлось в Западной Европе без негативных явлений. Франция и Германия пережили эскалацию насилия. В Германии разразилась 30-летняя война, которая почти наполовину сократила население страны. А Франция пережила Варфоломеевскую ночь, когда десятки тысяч гугенотов были вырезаны при одобрении Ватикана.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры