logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Основные черты христианства

  1. Вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, триединого Бога - Отца, Бога - Сына, Бога - Святого Духа.

  2. Боговоплощение, богочеловечение. Бог - Отец в бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невинным. Он искупил грехи людей, и спас их души для жизни вечной.

  3. Христианство считает земное, видимое существование несовершенным, подлежащим преодолению. Земной же ценностью считается душа человека, она ценнее всего мира, а свобода есть высшее достояние человека.

  4. Внедрялось стремление человека к самоанализу. Люди хотели уравновешения психики, поскольку они постоянно находились между добром и злом, раем и адом, богом и дьяволом, радостью и печалью, благородными поступками и бессмысленными делами.

  5. Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее, тем подлиннее - это критерий связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство воспринималось как отдаление от истины. Поэтому литераторы скрывались за анонимностью. Творчество ограничивалось, нормировалось, соблюдало каноничность.

  6. Символизм - это культурная деятельность, обращенная в сторону размышления, толкования Библии. В литературе отмечается, что вся интеллектуальная культура средневековья занималась толкованием неясных мест в древних, особенно религиозных текстах, т.е. экзегемой.

  1. Следующей чертой христианства средневековья является дидактизм, что значит поучительность, наставительность.

Поскольку деятели средневековой культуры были в основном проповедники, преподаватели богословия, то главное для них было уяснить величие божественного и передать другим. Поэтому возникли такие формы интеллектуальной деятельности, как дискуссии, аргументации, диалоги учителей и учеников. Это требовало универсальности, энциклопедичности знаний, желания донести их до других.

  1. Следующей чертой средневековой культуры христианства как веры и идеологии является рефлексивность, психологическая самоуглубленность, самоанализ, самоизучения.

Рефлексия - это размышление, полное сомнений и противоречий, анализ собственного психического состояния. Более всего сюда подходит исповедь, очищающая душу, и покаяние.

  1. Историзм духовной жизни обусловлен христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальным фактом появления Христа как начала истории. Вся история средневековья есть также история борьбы церкви, религии и государства, их слияние; уподобление церкви государству, реализация его мощи, как христианской силы и града божьего на Земле.