Вопрос 22. Классицизм.
Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало.
Основные черты:
Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.
Основная идея:
Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного.
Эстетические принципы:
1. Сохранение целостности личности героя (т.е. герой не еняется на протяжении повествования)
2. Герои - носители одной добродетели и одного порока.
3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания.
4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них.
5. Рационализм.
6. Служение в первую очередь государству и его интересам.
Правила Классицизма в литературе:
Имеет место быть правило Трех Единств:
1)Места (действие происходит в одном месте)
2)Времени (действие происходит в течение одних суток)
3)Действия (одна сюжетная линия, один конфликт)
Жанры: комедия, трагедия.
Жанры.
В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
Герои.
Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа.
Представители классицизма:
П. Корнель, Ж. Расин, М.В. Лермонтов, Г.Р. Державин, В.К. Тредиаковский.
Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма:
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.
- Вопрос 20. Античное искусство.
- Вопрос 21. Искусство эпохи возрождения.
- Вопрос 22. Классицизм.
- Вопрос 23. Искусство Просвещения.
- Вопрос 24. Сентиментализм.
- Вопрос 25. Романтизм. Романтика и романтизм.
- Вопрос 26. Классический реализм 19 века / «критический реализм».
- Вопрос 27. Реализм литературы 20 века / «социалистический» реализм.
- Вопрос 29. Вид художественного обобщения: типизация и идеализация.
- 31Язык худ.Лит.
- Вопрос 32. Стихосложение и стиховедение. Основные понятия.
- Вопрос 33. Литературное произведение как художественная целостность. Принципы целостного анализа литературного произведения.
- Вопрос 34. Тема и идея литературного произведения.
- 35.Фабула и сюжет лит. Произведения
- 36.Композиция лит.Произведения
- Вопрос 38. Эпос как литературный род.
- Вопрос 39. Эпические жанры. Роман как эпос нового времени.
- Вопрос 40. Лирика как литературный род.
- Вопрос 41. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры.
- Вопрос 44. Сатира и сатирические жанры. Сатира и юмор.