Выбор темы выпускной квалификационной работы и ее утверждение
На четвертом курсе в восьмом семестре студент выбирает тему выпускной квалификационной работы из предлагаемых выпускающей кафедрой, см. прил. 1.
Темы должны соответствовать индивидуальным возможностям и способностям студентов, например, большое значение в выборе темы имеет склонность к тому или иному виду, жанру, технике изобразительного искусства. В любом случае дипломная работа выпускника данной специальности должна иметь педагогическую направленность. При утверждении темы выпускной квалифицированной работы кафедра удовлетворяет желание студента, однако учитывает его возможности, и поэтому оставляет за собой право изменить тему выпускной квалифицированной работы по своему усмотрению.
Выпускные квалификационные работы, требующие большого объема труда (художественно-декоративное и тематическое оформление интерьера школы, института и т.д.; разработка вопросов теории и методики обучения и воспитания учащихся, требующая комплексного подхода к исследованию, и т.д.), могут выполняться коллективно. В этом случае все дипломники должны внести равный вклад в общее дело.
Cреди требований, предъявляемых к выбору темы своего исследования относится, прежде всего, его актуальность. В связи с этим для педагогических специальностей особое значение приобретает изучение вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, усиления воспитывающего и развивающего характера обучения и воспитания, связи обучения с жизнью и т.п. Обоснование актуальности исследования складывается из трех частей:
1) необходимость исследования выделенных вопросов;
2) теоретические и практические предпосылки разработки избранной проблематики;
3) противоречия и проблема, требующие разрешения.
Выпускные квалификационные работы не претендуют на фундаментальные научные открытия, в них обычно включаются сравнительно несложные исследования, однако и здесь ставится условие четкого представления об уровне достижения современной науки и направлениях ее дальнейшего развития в той или иной области, что необходимо пусть для экспериментального поиска [1].
Важным требованием к проводимым исследованиям является требование их практической значимости, которое проявляется в возможности использования полученных результатов для решения конкретных задач практики образования: усовершенствования методов работы, оценки и корректировки ее результатов, поиска новых форм организации обучения и воспитания и проч.
Подготовленное таким образом предварительное распределение тем выпускных квалификационных работ утверждается приказом ректора на основании представления выпускающей кафедры не менее, чем за год до защиты работы.
Составление рабочего плана выпускной квалификационной работы
Официальное утверждение темы и назначение научного руководителя оформляется приказом ректора по представлению декана факультета перед направлением студента на последующую практику. После этого руководитель выдает студенту задание по изучению объекта исследования и сбору фактического материала к выпускной квалификационной работе. Одновременно выдается задание на дипломную работу, составленное руководителем.
Задание на выполнение дипломной работы является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы, а также сроки представления на кафедру работы в завершенном виде. Задание на выполнение дипломной работы составляется в двух экземплярах на типовых бланках (Приложение 2), подписывается научным руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр задания выдается студенту, другой остается на кафедре. Изменения в задание могут быть внесены по письменному представлению научного руководителя.
По окончании работы задание вместе с текстом и практической частью дипломной работы должно быть представлено в ГАК для рассмотрения и решения вопроса о допуске дипломной работы к защите.
Получив задание руководителя, студент приступает к работе над дипломной работой. Учитывая приведенный в задании перечень основных вопросов, подлежащих разработке, на основании предварительного знакомства с литературными источниками и анализа имеющихся сведений, дипломник формулирует цель и задачи предстоящей работы, составляет календарный план ее выполнения.
Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы в соответствии с определенными в задании требованиями (Приложение 3).
Целесообразность плана состоит в том, что он дисциплинирует исполнителя, лимитируя время, отводимое на подбор литературы по теме и ее изучение, ознакомление с другими источниками и опытом работы, организацию и проведение наблюдений, постановку экспериментов, анализ и обработку полученных результатов, формулирование выводов, подготовку заключения, литературное и техническое оформление выпускной квалификационной работы и подготовку ее к защите, облегчает контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы [1, с.9].
Кроме календарного плана студент должен иметь программу исследования, раскрывающую содержание дипломной работы и последовательность ее изложения, ее называют планом дипломной работы. Она, как и календарный план, составляется в начале работы над темой, либо на первом этапе, одновременно с подбором литературных и других источников. Составление «Программы» следует считать обязательным, так как она помогает систематизировать материал, накапливаемый в ходе выполнения дипломной работы. Впоследствии эта программа станет основой написания текста дипломной работы, поскольку она отражает ее основные разделы. Программа исследования включает в себя:
формулировку и обоснование научной проблемы;
определение цели и задач;
указание объекта и предмета исследования;
логический анализ основных понятий на основе анализа темы дипломной работы;
формулировка гипотезы;
выбор методов и разработку методики сбора и обработки исходной информации.
- Введение
- Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе
- Выбор темы выпускной квалификационной работы и ее утверждение
- Структура выпускной квалификационной работы
- Требования к оформлению выпускной квалификационной работы по специальности «Изобразительное искусство»
- Глава I
- Глава II
- Ссылки в тексте выпускной квалификационной работы
- Предзащита выпускной квалификационной работы
- Процедура защиты выпускной квалификационной работы
- Критерии оценки выпускных квалификационных работ
- Рекомендации научному руководителю выпускной квалификационной работы
- Памятка рецензенту выпускной квалификационной работы
- Литература
- Приложения
- Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
- План-задание на выполнение выпускной квалификационной работы
- Календарный план выполнения выпускной квалификационной работы
- Примерный порядок выступления на защите выпускной квалификационной работы
- Глава 1. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………….. 9
- Глава 2. Методика организации творческого процесса по изготовлению декоративных панно в технике Батик………….23
- Глава 3. Эстетическое воспитание младших школьников в кружке декоративно-прикладного искусства……………………………….42
- Образец оформления списка литературы (примеры библиографического описания)
- Отзыв научного руководителя
- Рецензия
- Содержание