1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
Учёные утверждают, что исторический процесс преобразования жизни, развития культуры и творчества людей есть самый интересный, содержательный, познавательный, поучительный. Через него открывается смысл существования человека, его духовность, благости, драма.
Культурология - это наука о культуре, ее формах и типах это система знаний о становлении культуры, закономерностях её существования и развития, о человеческом значении в создании и достижении культуры, о механизмах, лежащих в основе взаимодействия культуры, общества и человека.
Объект и предмет культурологии.
Культурология – наука молодая, поэтому естественно, что ученые еще оспаривают проблему: что же является ее объектом и предметом.
Многие утверждают, что объектом культурологии является культура как историческое явление, периоды и содержания ее формирования, становления, развития. Предмет определяется как различные формы и типы культуры, отдельные закономерности ее развития, особенности ее создателей и носителей, основные функции культуры.
Американский ученый Лесли Уайт (1900-1975) отмечал, что когда-нибудь открытие культуры по своей значимости будут сравнивать с открытием гелиоцентрической системы. Л. Уайт считал, что термин «Культурология» должен выражать отношение между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией (культурой) – с другой стороны (экстрасоматическая означает «сверхтелесная», «внетелесная»). Он разъяснял, что объектом исследования культурологии должно стать человеческое поведение, общественные поведенческие реакции на вызовы традиции.
При этом подходе предметом культурологии является зарождение и развитие того, что вкладывается в понятие «Культура».
Культуролог Л.А. Черная утверждает, что объектом изучения культурологии является человек, а предметом – система связей и отношений, формируемое вокруг того или иного решения проблемы человека.
Понятие «Культуры» связано с понятием «Человек»: либо на уровне социальных общностей (народ, нация, сословие, класс, возрастная или социальная группа), либо на уровне отдельных сфер человеческой деятельности, либо на уровне оценки поведения отдельного индивида. Культура определяет человека, их взаимосвязь нерасторжима и постоянна.
Поэтому логично предположить, что объектом культурологии являются культура и человек, как ее создатель, носитель и хранитель. Предметом культуры можно предположить формы и типы культуры, создаваемые в различные исторические периоды человеческой деятельностью от материальной до духовной сущности.
Основные периоды становления культурологии:
этнографический – 1800-1860
эволюционистской – 1860-1895
исторический – 1895-1925
В рамках периодов шло накопление знаний, формировались представления о предметах, выделялись ключевые категории культурологии. Исследования носили вначале академический характер, далее они приобретали прагматическую ценность. Знания начали востребоваться в различных сферах жизни.
Основные этапы становления культурологии:
Донаучный этап, содержащий ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Заканчивается этот этап возникновением Нового времени.
Научно-исторический этап продолжался до середины XIX века. В этот период еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.
Научно-философский этап характеризуется историческим подходом к культуре, который сохраняется и усугубляется, но проявляется различие между историческим и культурным развитием. Различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности. Поэтому не случайно отличается, что культура – это когда у человека получается то, чего он хотел достичь.
На становление и развитие культурологии как науки о культуре оказали влияние многие мыслители, учёные, аналитики, исследователи.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель- немецкий философ, идеалист.
Культура - есть реализация мирового разума или мирового духа, который сущность свою развёртывает в судьбе целых народов, в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Этим самым Гегель обнаружил надындивидуальные закономерности мировой культуры, в основе которых лежат бытие, разум, всемирная мысль. Гегель не игнорирует многообразия национальных культур, но каждая из них лишь ступень в саморазвёртывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению.
2. Освальд Шпенглер -немецкий учёный. Он утверждал, что единой мировой идеи, как и единой мировой культуры нет. Есть мощный спектакль множества различных культур, каждая из них чеканит на человечестве их собственную идею, форму, страсти, чувствования, жизнь и смерть. Культура, отмечает Шпенглер, есть форма выражения души отдельного человека в его трудах, жестах, языке, символах, творчестве.
3. Н.А. Бердяев- крупнейший русский философ, утверждал, что культуру творит не абстрактный разум, а разум отдельного конкретного человека. Культура- есть остывшая свобода личного духа, отделившиеся от человека результаты его личного творчества. Трагедия культурного творчества в том, что дух вынужден воплощаться в символы, предметы, формы, сковывающие свободу и устремлённость в будущее. Культура с точки зрения Н.А. Бердяева осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях.
Зигмунд Фрейд- австрийский психоневролог, открыл в человеческой душе бессознательное, как самостоятельное, независимое от сознания безличное начало, которое функционирует в виде влечений, желаний, побуждений, порою не поддающихся контролю. Культура, по мнению Фрейда, есть способ и система обуздания человеческой агрессивности и деструктивности.
Эдуард Бернетт Тайлор – известнейший английский историк культурыXXвека, делая попытку дать определение понятия культуры утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.
Ученые - культурологи считают, что культурология в числе общественных наук постигает человека более глубоко и качественно.
Существуют несколько культурологических школ:
Общественно- историческая школа(О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский) рассматривает всемирно-культурный процесс как зарождение, становление, функционирование и угасание различных цивилизаций.
Натуралистическая школа(З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц) объясняет биологическую обусловленность культуры, зависимость ее от психологической природы человека.
Социологическая школа(Н. Бердяев, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм) объясняет истоки культуры не божественным началом человеческого духа, не его психикой и биологической природой, а общественной природой, структурой общества и организацией его деятельности. Культура в данном случае выступает организующим и преобразующим началом, позволяющим культурнотворческим силам оберегать общество от хаотического пути развития. Это – ценности общества, правила и нормы поведения, верования.
Символическая школа(Ф. де Соссюр, Э. Кассирер, Клод Леви-Стросс) рассматривает культуру как систему символов, знаков, обозначающих окружающий человека мир и передачу их во времени и пространстве. Культура выступает здесь как способность человека к символизации, взаимной информации, коммуникации.
Антропологическая школа(Э. Дюркгейм, Ф. Боас, М. Мид, Р. Лоуи, В. Тернер) делает акцент на содержании культуры разных народов, основываясь на результатах археологических, этнографических, лингвистических, социологических, психологических исследований. Чаще всего полученная информация используется для установления статистически значимых связей между социальной организацией, образом жизни, религией, ритуалами, обычаями и традициями. Затем через сравнение культур различных народов выявляются связи.
Асиологическая школа(Г. Риккерт, М. Шелер, М. Вебер, Т. Парсонс) предлагает понимать культуру по содержанию как основную ценность общества, которая имеет исключительное значение для бытия человека и общества. Культура понимается как результат творческой работы сознания, ценности же образуют идеальный независимый от человека вечный мир. Придаётся особое значение пробуждению нравственной ценности в сознании индивида.
Философская школа(И. Кант, Ф.Шеллинг, П. Сорокин, Н.А. Бердяев, Л.Н. Коган) связывает культуру с поиском смысла, открытия духа, с результатами деятельности человека прежде всего в духовной жизни, в создании его внутреннего мира. Многие философы при этом также утверждали, что культура создана человеком, это вторая (рукотворная) природа. Культура в целом, в понимании философов, это итог духовной, производственной, интеллектуальной деятельности людей.
Русская культурологическая мысльобусловливалась историками, философами, классиками русской литературы, религиозными и политическими деятелями (П. Чаадаев, Н. Данилевский, К. Леонтьев, В. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Г. Федотов, Н. Гумилев).
П. Чаадаев с его неоднозначными взглядами на духовное и культурное начало утверждал, что в основе культуры лежит способность поколений передавать и воспринимать всемирно-исторический опыт. Он полагал, что эгоизм, личный интерес, индивидуалистические стремления ведут ко злу, а подчинение всечеловеческому началу, разумному общественному устройству, рациональным нормам жизни ведут к всеобщему братству и справедливости.
Н. Данилевский считал, что смена культурно-исторических типов есть история, в которой они проходят путь от появления этноса до уровня цивилизации. Проявляется культурно-исторический тип в религии, культуре, политике, экономике, социальной жизни.
Взгляды В. Соловьева на культуру связаны с пониманием им смысла существования России во всемирной истории. Культура как эволюционное, прогрессивное развитие человечества включает, по В. Соловьеву: всеединство, нравственность (стыд, жалость, благоговение), превращение человека разумного в человека духовного, очищенного от эгоизма, потребительства, национальной и религиозной ненависти.
Л. Толстой считал составляющими культуру: церковь, государство, суд, собственность, отводя им как положительную, так и отрицательную роль. Главным носителем культуры, нравственности Л. Толстой считал народ. Изменить человека может его воспитание, самосовершенствование. Искусство, полагал Л. Толстой, является одним из главных средств объединения людей и условий человеческого существования.
Ф. Достоевский выделял несколько факторов, характеризующих русский народ и его культуру: способность воспринимать опыт и культуру других народов, способность к единению, отзывчивость, высокая духовность и сердобольность как сердцевины национальной культуры.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры