"Третьяковская школа"
Современников восхищали природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.
История Третьяковской галереи неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Созданное в 1870 году Товарищество объединило художников, тяготевших к реалистическому изображению событий, образов и характеров российской жизни и ее прошлого.
Третьяков разделял их убеждения, и в то же время морально и материально поддерживал художников.
Один из западных критиков даже назвал эту "независимую группу художников", "живописцев национального быта и нравов" – "Третьяковскою школой".
На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871), Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870). Полотно И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".
- Доклад на тему: «История Третьяковской галереи»
- Страсть к собирательству (1850 – 1992) Купец, коллекционер, меценат
- "Третьяковская школа"
- Национальная портретная галерея.
- Домашний музей
- Война и мир глазами художников
- …Без различия рода и звания
- Почетный гражданин Москвы (1892 - 1898)
- "Третьяковка" без Третьякова (1899 - 1918)
- Достояние Республики (1918 - 1941)
- Третьяковская галерея в Сибири (1941 - 1945)
- Музейная жизнь в послевоенные десятилетия (1945 - 1986)
- Период реконструкции (1986 - 1995)
- Навстречу новому тысячелетию (1995 – настоящее время)