5.1.Основные черты информационного общества
Определение понятия «информационное общество»
В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания» [77].
Конечно же, это лишь экономическая характеристика, которая не может охватить всех аспектов такого многогранного понятия, каким является понятие информационного общества. Однако она отражает главное — приоритет информации как объекта и результата общественного производства.
С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:
• доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;
• индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;
• постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;
• информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.
Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том, что сегодня, в самом начале XXI века большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом, страны «большой семерки») — в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.
Что же касается России, то она сегодня по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
Отличительные черты информационного общества
По мнению А.И. Ракитова, главными отличительными чертами информационного общества являются следующие [77].
1. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.
2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи).
3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.
Только одновременное выполнение всех этих условий дает возможность говорить о том, что то или иное общество можно считать информационным.
Основные закономерности формирования
информационного общества
Формирование информационного общества происходит в передовых странах на наших глазах в результате сложного социотехнологического процесса — глобальной информатизации. Впервые этот термин был использован в докладе «Информатизация общества», который был подготовлен в 1978 году группой французских специалистов по поручению президента Франции Жискара д'Эстена.
Весьма примечательно, что после перевода этого доклада на английский язык в 1980 году он уже назывался «Компьютеризация общества». Это свидетельствует о том, что в тот период времени общественным сознанием в большинстве развитых стран воспринимались лишь инструментально-технологические аспекты процесса информатизации общества. Гуманитарно-социологические и цивилизационные аспекты этого процесса тогда еще не были хорошо выявлены и осмыслены.
Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации многие исследователи считают зарубежных ученых И. Масуду, Д. Белла, И. Мартина и Э. Тоффлера. Так, например, американский социолог Э. Тоффлер в опубликованной им в 1980 году монографии «Третья волна» [78] утверждает, что одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества.
Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, увеличению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.
Миллионы людей в индустриальных странах вынуждены жить в одинаковых жилищах, носить унифицированную одежду так называемого «ширпотреба», питаться однообразной пищей, слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы и т. п. Тоффлер считает, что именно эта тенденция ко всеобщей унификации и породила свою противоположность — стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека.
Это и стало одним из важных психологических факторов возвращения общества к ценностям доиндустриальной эпохи. Но возвращение это произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологизации общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов.
Главными и высокоэффективными средствами для достижения этой цели явились средства информатики и новые информационные технологии.
Именно поэтому во второй половине ХХ-го века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах мира начали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро изменялась и структура занятости населения. Таким образом, начало формироваться постиндустриальное общество — общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу XXI века.
Однако наряду с этим в результате увеличения разнообразия товаров, услуг и технологий осуществлялась децентрализация и усложнение производства, происходило дробление специализации труда, усложнялись организационные формы управления производством и
сбытом продукции. Появились и быстро стали популярными новые виды деятельности: реклама, маркетинг, менеджмент. Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации.
И это явление вполне закономерно. В свое время академик А.А. Харкевич показал, что для того, чтобы увеличить вдвое производство какого-либо товара, необходимо в четыре раза увеличить объем производства необходимой для этого информации. Другими словами, материальное благосостояние общества теснейшим образом связано с объемом продуцируемой и используемой информации. И эта зависимость — экспоненциальная.
По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение — к началу XX века, т. е. за 150 лет. Третье удвоение — уже к 1950 году.
Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года — каждые 5 лет, а с 1991 года — ежегодно. Это означает, что к началу XXI века объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тыс. раз, т. е. на несколько десятичных порядков.
Социально-экономические аспекты
процесса формирования информационного общества
Беспрецедентный и ускоряющийся рост объемов информации в обществе, который стал все более заметным во второй половине XX века, получил название «информационного взрыва». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации на новый этап своего развития, начала новой, информационной эры развития человечества.
Учитывая тот факт, что в этих условиях способность тех или иных стран мирового сообщества к производству, накоплению и использованию знаний является определяющий при оценке перспектив и возможностей их дальнейшего развития, профессор И.В. Соколова предлагает выделять следующие четыре основных группы этих стран [79]:
• страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;
• страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично — оригинальным технологиям;
• страны, производящие оригинальные технологии (хорошими примерами здесь являются Япония и Южная Корея);
• страны, производящие не только новые технологии, но и новые знания.
То, к какой из этих групп относится сегодня Россия, автор предлагает читателям определить самостоятельно и сделать из этого определения соответствующие выводы на будущее.
Таким образом, процесс формирования информационного общества, основанного на широкомасштабном использовании информации и научных знаний, осуществляется в мире неравномерно, так как он определяется уровнем общего развития тех или иных стран.
Профессор И.В. Соколова сегодня развивает новое направление в социологии, названное ею социологией информатизации. С концептуальных позиций этого направления процесс информатизации общества должен «органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности», осуществляя ее интенсификацию [79]. Поэтому процесс информатизации общества предлагается рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных между собою процессов, а именно:
• процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации;
• процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации;
• процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.
Нетрудно заметить, что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но главным образом, социальные, «человеческие» компоненты.
Критерии перехода к информационному обществу
Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого общества, так как формирует новый производственный и жизненный уклад и новую систему духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно, (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.
Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:
• экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;
• социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
• технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.
В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году [33]. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.
По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10—20 млн операций в секунду на человека.
Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9