logo search
kulturol_posobie_Anokhina

3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы

Средневековая культура, как было отмечено ранее, по своему содержанию, методам и формам воплощения в жизнь народа была глубоко противоречива.

В чём же эта противоречивость проявлялась?

  1. В страдальческом отречении от мира существующего, с его страданиями и несовершенством и одновременно в непреодолимой тяге к насильственному преобразованию мира (вспомним многочисленные, порою кровавые Крестовые походы). Это сочеталось со стремлением преобразовать мир любой ценой.

  2. В раздробленности бытия, самобытности уклада, в расслоении общества и духовном и материальном и тяге ко всеединству (что подразумевало церковь). Это сочеталось с желанием восстановить единство посредством церкви.

В Средневековой культуре сочетаются:

Эпоха средневековья имеет значение и для современной жизни:

  1. В Европе возникло большинство современных европейских государств с их границами, нациями и языками.

  2. Появились парламенты, суды присяжных, первые конституции, городской строй с муниципальным управлением.

  3. Изобретены часы, ножницы, оконное стекло, книгопечатание, огнестрельное оружие.

  4. Написаны научные труды по химии, математике, физике, механике, медицине, первые энциклопедии. Возникла университетская система, а также система христианской церкви.

  5. Появилась архитектура, произведения фресковой живописи, иконописание, витражное искусство, резьба по камню, дереву, металлу, скульптура, гобелены, изображающие церковные сцены.

Скульптура, в основном, обслуживала церковную архитектуру, живопись также служила украшением архитектурных памятников в виде сцен из библейской жизни на поверхности стен. Обработка металлов служила созданию церковной утвари для религиозных ритуалов. Все это было украдено во время Французской революции.

Конечно, люди средневековья не могли жить в постоянном страхе, они находили удовольствие в труде, в приумножении имущества, в праздниках, развлечениях, часто нарушая церковные запреты, каноны и таинства.

Резкое противопоставление души и тела, духа и материи, присущее официальному христианству, в сознании народа было затемнено и размыто.

В эпоху высокого средневековья копировалась концепция о достоинстве человека, сотворенного богом, как венца творения. Человек не только " раб божий ", но и носитель разума, имеющий способность понимать и рассуждать.