1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
Средневековая культура и цивилизация по времени охватывает исторический этап V-XVI вв. Она развивалась более 1 тысячи лет и явилась основой современной культуры Западной Европы. При этом средневековая культура является первой самостоятельной культурой по отношению к Западной Европе. Эта эпоха создала ценности, обладающие не только философско-исторической, но и художественно-эстетической значительностью. Понятие «Средние века» впервые появилось в Италии, именно этим понятием итальянские гуманисты называли эпоху, отделявшую их время от древнего. Позднее этим понятием обозначали период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения.
Культура средневековья имела свою особую систему ценностей, как знаковые образы, выражающие её сущность, особенность и содержание. В их числе необходимо отметить, прежде всего, христианство как господствующую систему мировоззрения. Возникло оно в Палестине в I в. н.э. как секта в Иудаизме с идеей равенства всех перед Богом, отречения от роскоши и богатства.
В число так называемых знаковых образов, выражающих сущность, особенность и содержание средневековой культуры следует отнести взаимодействие двух культур, культурных начал, а именно Романского и Готического стилей, что создавало напряжение, динамизм в отношениях и формировало своеобразие культуры средних времен.
1. Романский стиль - это культурное течение Западной Европы в Х-Х11 веках. Он возник как стремление власти и церкви таких стран, как Франция, Испания, Англия, Германия опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Основой служило не столько единство социального строя и материального производства(т.е. феодализм), сколько единое религиозное мировоззрение, т.е. христианство.
Содержание этого стиля - целостное, полное, соразмерное объединение всех видов искусств: архитектуры, живописи, музыки, литературы и других всевозможных видов искусства. Цель объединения - строительство духовной жизни человека и подчинение его поведения идеям господствующего мировоззрения упорядоченного и иерархического. Главное, что усваивалось из Римского начала - это право, правовая культура, наука, искусства, философия, христианство.
2. Целью Готического стиля (культура готов, варваров) тоже ставилось единство всех видов искусства под эгидой архитектуры.
При этом Готический стиль объединял три архитектурных школы, как:
Французская (пламенеющая). Она проявляла себя в узорах оконных переплетов.
Немецкая (кирпичная). Она представляла узорную кладку из фигурного и глазурованного кирпича.
Английская (перпендикулярная). Эта школа характеризовалась вытянутыми в длину соборами с упрощенной архитектурой.
Готический стиль укреплял религиозное мировоззрение, развивал творческую мысль, предварял, расчищал почву для культуры Возрождения. Готика – искусство контрастов: земного и небесного, низменного и возвышенного, отражающее противоречивый мир.
Заметным знаковым образом средневековья считается его материальная основа, а именно, феодальные отношения, которые включали в себя:
1) условную собственность на землю (т.е. феодал держал землю с крестьянами на правах владения, полученную от вышестоящего феодала - сеньора, тот тоже вассал феодала, более высокого в политической иерархии)
2) личное и экономическое подчинение крестьян "держателям" земли. Форма зависимости – патронат (зависимость неполноправных) и крепостное право
3) соблюдение единства прав и обязанностей сеньоров и вассалов.
Особенностью формирования средневековой культуры является то, что она формировалась при господстве натурального хозяйства, т.е. замкнутости поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. Городское хозяйство заполнялось торговлей, цеховым ремеслом, бюргерством.
Неотъемлемой составляющей средневековой культуры является иерархичность в социальных отношениях, где договоренность строилась на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Структуру средневекового общества составляли духовенство, дворянство и третье сословие - народ. Духовенство имело заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, а народ трудился. Следует отметить формирование в этот период монашества как попытки индивидуального спасения через аскетизм, строительства монастырей с уставами и трудом, подражанием нищенской жизни Христа на Земле.
В XII веке в Европе начинает развиваться просвещение. При главных соборах возникали кафедральные школы, где учились клирики (духовные лица) и миряне. В городах создавались и нецерковные школы, музыкальные, медицинские. В XII-XIII вв. кафедральные школы перерастали в университеты.
В 1200 г. создан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неаполитанский – в Италии. Книга становилась главным инструментом познания, т.е. появилось светское образование.
В XIV в. возникли университеты в Германии, Чехии, Польше. К концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов, где преподавание велось на латинском языке.
В литературе средневековья развивался эпос и рыцарская культура. Героический эпос дошёл до современности в основном в преданиях.
Понятие «рыцарь» означает знатное происхождение в противоположность горожанам, крестьянам, людям незнатного происхождения. Рыцарская культура связана с рыцарской литературой, прославляющей рыцарские подвиги, отражающие ритуалы рыцарской чести, служение даме. Добродетелями рыцарства были сила, храбрость, щедрость великодушия, верность.
В городах развивалась городская культура, содержанием которой являлось карнавальное, театральное, смеховое искусство . оно противостояло христианскому, строго аскетическому. Оно представляло собой весёлое, праздничное, народное, поэтическое искусство. Это означало, что в средневековой культуре существовало два её полюса:
ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства);
культурные традиции простонародья, концентрированные в фольклорном творчестве (безмолвствующее большинство).
В формировании системы знаний в эпоху средневековья отрицался опыт.
Ключом к познанию считалось слово. Поэтому основной наукой того времени считалась схоластика.
Схоластика – есть средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. школьная) философия, основанная на церковных догмах и обслуживающая богословие. Схоластика также трактуется как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начётничество.
Особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность, т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Основой книжного образования служили трактаты как своды знаний в какой-либо области: словари, энциклопедии, комментарии. В соответствии с тремя уровнями знаний комментарии и интерпретации им соответствовали.
Первый уровень знания – нижний, предназначался для неграмотных простолюдинов, нёс практическую информацию, пояснялся живописью, скульптурой, раскрывал содержание Библии.
Второй уровень знаний – связан с рыцарством и феодализмом, в нем изучали основы медицины, юриспруденции, философии, музыки.
Третий уровень знаний получали лишь немногие – профессионалы – врачи, юристы, теологи.
Кроме указанных уровней знания в Средневековье имело место закрытое образование ремесленнических корпораций, которое усваивалось через 15 лет. Сложность заключалась в том, что оно имело мистический характер. Ремесленники превращали вещество из одного состояния в другое, т.е., проводя огромное количество опытов, они по своему систематизировали химические свойства природных веществ, постигали закономерности различных превращений, что в последствии помогло возникновению химии как науки.
Символом алхимических превращений был «философский камень» - средство для превращения неблагородных металлов в золото, серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и многое другое.
Средневековую культуру невозможно представить без инквизиции (от лат. Inguisitio - розыск). Инквизиция служила оружием борьбы с инакомыслием, отступничеством от церковных канонов, появлением ереси, служению дьяволу через приверженность тайным наукам, наличием служения остаткам язычества. Инквизиция использовала слежку, лжесвидетельства и доносы, конфискацию имущества, осуждение родственников подозреваемых, пытки, порки, тюремное заключение, сожжение на костре. Жертв инквизиции насчитываются тысячи, в том числе знаменитый мыслитель – Джордано Бруно. Галилео Галлией – был узником инквизиции.
Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский мыслитель писал: «В мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством». Он полагал, что: «Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение». «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».
Галилео Галилей (1564 – 1642) итальянский физик, астроном, механик, мыслитель писал: «Ни мой разум, ни мои рассуждения не в состоянии остановиться на признании мира либо конечным, либо бесконечным». Он опирался не только на знания, но понимал и учитывал незнание, то есть то, чего человечество еще не достигло.
Галилео Галилей выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, построил телескоп с 32 кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Инквизиция вынудила его отречься от учения Н.Коперника (польского мыслителя). До конца своей жизни он был «узником инквизиции». Только в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Г.Галилея.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры