logo search
kulturol_posobie_Anokhina

1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики

Средневековая культура и цивилизация по времени охватывает исторический этап V-XVI вв. Она развивалась более 1 тысячи лет и явилась основой современной культуры Западной Европы. При этом средневековая культура является первой самостоятельной культурой по отношению к Западной Европе. Эта эпоха создала ценности, обладающие не только философско-исторической, но и художественно-эстетической значительностью. Понятие «Средние века» впервые появилось в Италии, именно этим понятием итальянские гуманисты называли эпоху, отделявшую их время от древнего. Позднее этим понятием обозначали период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения.

Культура средневековья имела свою особую систему ценностей, как знаковые образы, выражающие её сущность, особенность и содержание. В их числе необходимо отметить, прежде всего, христианство как господствующую систему мировоззрения. Возникло оно в Палестине в I в. н.э. как секта в Иудаизме с идеей равенства всех перед Богом, отречения от роскоши и богатства.

В число так называемых знаковых образов, выражающих сущность, особенность и содержание средневековой культуры следует отнести взаимодействие двух культур, культурных начал, а именно Романского и Готического стилей, что создавало напряжение, динамизм в отношениях и формировало своеобразие культуры средних времен.

1. Романский стиль - это культурное течение Западной Европы в Х-Х11 веках. Он возник как стремление власти и церкви таких стран, как Франция, Испания, Англия, Германия опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Основой служило не столько единство социального строя и материального производства(т.е. феодализм), сколько единое религиозное мировоззрение, т.е. христианство.

Содержание этого стиля - целостное, полное, соразмерное объединение всех видов искусств: архитектуры, живописи, музыки, литературы и других всевозможных видов искусства. Цель объединения - строительство духовной жизни человека и подчинение его поведения идеям господствующего мировоззрения упорядоченного и иерархического. Главное, что усваивалось из Римского начала - это право, правовая культура, наука, искусства, философия, христианство.

2. Целью Готического стиля (культура готов, варваров) тоже ставилось единство всех видов искусства под эгидой архитектуры.

При этом Готический стиль объединял три архитектурных школы, как:

  1. Французская (пламенеющая). Она проявляла себя в узорах оконных переплетов.

  2. Немецкая (кирпичная). Она представляла узорную кладку из фигурного и глазурованного кирпича.

  3. Английская (перпендикулярная). Эта школа характеризовалась вытянутыми в длину соборами с упрощенной архитектурой.

Готический стиль укреплял религиозное мировоззрение, развивал творческую мысль, предварял, расчищал почву для культуры Возрождения. Готика – искусство контрастов: земного и небесного, низменного и возвышенного, отражающее противоречивый мир.

Заметным знаковым образом средневековья считается его материальная основа, а именно, феодальные отношения, которые включали в себя:

1) условную собственность на землю (т.е. феодал держал землю с крестьянами на правах владения, полученную от вышестоящего феодала - сеньора, тот тоже вассал феодала, более высокого в политической иерархии)

2) личное и экономическое подчинение крестьян "держателям" земли. Форма зависимости – патронат (зависимость неполноправных) и крепостное право

3) соблюдение единства прав и обязанностей сеньоров и вассалов.

Особенностью формирования средневековой культуры является то, что она формировалась при господстве натурального хозяйства, т.е. замкнутости поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. Городское хозяйство заполнялось торговлей, цеховым ремеслом, бюргерством.

Неотъемлемой составляющей средневековой культуры является иерархичность в социальных отношениях, где договоренность строилась на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Структуру средневекового общества составляли духовенство, дворянство и третье сословие - народ. Духовенство имело заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, а народ трудился. Следует отметить формирование в этот период монашества как попытки индивидуального спасения через аскетизм, строительства монастырей с уставами и трудом, подражанием нищенской жизни Христа на Земле.

В XII веке в Европе начинает развиваться просвещение. При главных соборах возникали кафедральные школы, где учились клирики (духовные лица) и миряне. В городах создавались и нецерковные школы, музыкальные, медицинские. В XII-XIII вв. кафедральные школы перерастали в университеты.

В 1200 г. создан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неаполитанский – в Италии. Книга становилась главным инструментом познания, т.е. появилось светское образование.

В XIV в. возникли университеты в Германии, Чехии, Польше. К концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов, где преподавание велось на латинском языке.

В литературе средневековья развивался эпос и рыцарская культура. Героический эпос дошёл до современности в основном в преданиях.

Понятие «рыцарь» означает знатное происхождение в противоположность горожанам, крестьянам, людям незнатного происхождения. Рыцарская культура связана с рыцарской литературой, прославляющей рыцарские подвиги, отражающие ритуалы рыцарской чести, служение даме. Добродетелями рыцарства были сила, храбрость, щедрость великодушия, верность.

В городах развивалась городская культура, содержанием которой являлось карнавальное, театральное, смеховое искусство . оно противостояло христианскому, строго аскетическому. Оно представляло собой весёлое, праздничное, народное, поэтическое искусство. Это означало, что в средневековой культуре существовало два её полюса:

В формировании системы знаний в эпоху средневековья отрицался опыт.

Ключом к познанию считалось слово. Поэтому основной наукой того времени считалась схоластика.

Схоластика – есть средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. школьная) философия, основанная на церковных догмах и обслуживающая богословие. Схоластика также трактуется как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начётничество.

Особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность, т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Основой книжного образования служили трактаты как своды знаний в какой-либо области: словари, энциклопедии, комментарии. В соответствии с тремя уровнями знаний комментарии и интерпретации им соответствовали.

Первый уровень знания – нижний, предназначался для неграмотных простолюдинов, нёс практическую информацию, пояснялся живописью, скульптурой, раскрывал содержание Библии.

Второй уровень знаний – связан с рыцарством и феодализмом, в нем изучали основы медицины, юриспруденции, философии, музыки.

Третий уровень знаний получали лишь немногие – профессионалы – врачи, юристы, теологи.

Кроме указанных уровней знания в Средневековье имело место закрытое образование ремесленнических корпораций, которое усваивалось через 15 лет. Сложность заключалась в том, что оно имело мистический характер. Ремесленники превращали вещество из одного состояния в другое, т.е., проводя огромное количество опытов, они по своему систематизировали химические свойства природных веществ, постигали закономерности различных превращений, что в последствии помогло возникновению химии как науки.

Символом алхимических превращений был «философский камень» - средство для превращения неблагородных металлов в золото, серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и многое другое.

Средневековую культуру невозможно представить без инквизиции (от лат. Inguisitio - розыск). Инквизиция служила оружием борьбы с инакомыслием, отступничеством от церковных канонов, появлением ереси, служению дьяволу через приверженность тайным наукам, наличием служения остаткам язычества. Инквизиция использовала слежку, лжесвидетельства и доносы, конфискацию имущества, осуждение родственников подозреваемых, пытки, порки, тюремное заключение, сожжение на костре. Жертв инквизиции насчитываются тысячи, в том числе знаменитый мыслитель – Джордано Бруно. Галилео Галлией – был узником инквизиции.

Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский мыслитель писал: «В мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством». Он полагал, что: «Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение». «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».

Галилео Галилей (1564 – 1642) итальянский физик, астроном, механик, мыслитель писал: «Ни мой разум, ни мои рассуждения не в состоянии остановиться на признании мира либо конечным, либо бесконечным». Он опирался не только на знания, но понимал и учитывал незнание, то есть то, чего человечество еще не достигло.

Галилео Галилей выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, построил телескоп с 32 кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Инквизиция вынудила его отречься от учения Н.Коперника (польского мыслителя). До конца своей жизни он был «узником инквизиции». Только в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Г.Галилея.