logo search
УМК История кино

6. Выдающиеся представители кинематографических профессий

6.1. Киносценаристы: Юрий Арабов (фильмы Александра Сокурова: «Телец»; «Солнце» и др.); Валентин Ежов (фильмы: «Баллада о солдате», «Тридцать три», «Крылья», «Белое солнце пустыни», «Сибириада» и др.), Эдуард Володарский (фильмы Александра Сокурова: «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах»; «Свой среди чужих, чужой среди своих» и др.), Габриадзе Реваз (фильмы Георгия Данелия: «Мимино» (в соавторстве с Викторией Токаревой), «Кин-дза-дза»); Тонино Гуэрра (фильмы Федерико Феллини: «Амаркорд»; «И корабль плывет»; фильмы Микеланджело Антониони: «Ночь», «Блоу-ап» и др.; фильм Андрея Тарковского «Ностальгия»); Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем»; «Адаптация»; «Вечное сияние чистого разума»);

6.2. Кинооператоры: Эдуард Тиссэ (фильмы Сергея Эйзенштейна); Андрей Москвин (эпизод «Пир опричников» из х/ф «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна; «Овод»; «Дон Кихот»; «Дама с собачкой»). Сергей Урусевский (фильм М. Калатозова «Летят журавли»); Павел Лебешев (фильмы Никиты Михалкова: «Раба любви», «Пять вечеров», «Родня», «Сибирский цирюльник»); Вадим Юсов (фильмы Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублев»); Леонид Калашников (фильмы: «Анна Каренина», «Агония», «Сто дней после детства», «Тема», «Степь», «Васса» и др.); Георгий Рерберг (фильмы: «Дворянское гнездо», «Зеркало» и др.); Анатолий Петрицкий («Война и мир» и др.).

6.3. В монтажном периоде (иногда его называют монтажно-тонировочным периодом) из отдельных кадров и реп­лик создается готовый фильм. Могучим средством для выражения концепции фильма является музыкальное решение. Иногда музыка создается специально для этого фильма кинокомпозитором, иногда используются гото­вые музыкальные произведения.

Кинокомпозиторы:

Российские: Дмитрий Шостакович («Броненосец «Потемкин»; «Юность Максима» и др.); Исаак Дунаевский (фильмы Г. Александрова: «Веселые ребята», «Весна»; «Дети капитана Гранта» и др.); Сергей Прокофьев («Александр Невский»; «Иван Грозный»); Исаак Шварц («Белое солнце пустыни», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья» и др.); Андрей Петров (фильмы Эльдара Рязанова); Вячеслав Овчинников (фильмы Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублёв»; фильмы Сергея Бондарчука: «Война и мир», «Степь» и др.); Эдуард Артемьев (фильмы Андрея Тарковского: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»; фильмы Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»).

Зарубежные: Франсис Лей («Мужчина и женщина»); Мишель Легран («Шербурские зонтики»); Энио Морриконе (фильмы Серджио Леоне); Нино Рота (фильмы Федерико Феллини, Фрэнсиса Копполы); Генри Манчини («Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера» и др.).

Библиографический список

  1. Агеев, В. Семиотика театра, кино и телевидения. // Семиотика / Владимир Агеев. – Москва: Весь мир, 2002. – С. 123–137.

  2. Арижон, Даниэль. Грамматика киноязыка. Энциклопедия постановщика = Arijon, Daniel. La grammaire du langage filme. Encyclopedie de la mise en scene [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.film.risunok.com.

  3. Базен, А. Что такое кино? : сб. ст. / Андре Базен ; пер. с фр. – Москва : Искусство, 1972. – 383 с. – В Интернете: http://www.film.risunok.com; http://subscribe.ru/archive/rest.cinema.muzeikino.

  4. Барнуэл, Джейн. Фундаментальные основы кинопроизводства: учеб. пособие / Джейн Барнуэл; пер. с англ. М. Еремеевой; науч. ред. А. М. Шемякин; РГГУ. – Москва: Тридэ Кукинг, 2010. – 208 с.

  5. Гуэрра, Т. Тонино. Семь тетрадей жизи / Тонино Гуэрра; пер. с ит. Л. Гуэрра; сост. П. Волкова, Л. Гуэрра. – 2-е изд. испр. – Москва: АСТ: Зебра Е, 2007. – 464 с.: ил.

  6. Долинин, Д. Киноизображение для «чайников» // Искусство кино. – 2002. – №5. – С. 94–116. – №6. – С. 100–113.

  7. Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Зигфрид Кракауэр; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой; вступ. ст. Р. Н. Юренева. – Москва : Искусство, 1974. – 424 с. – В Интернете : http://www.film.risunok.com.

  8. Левин, Е. С. Монтаж // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 274–276.

  9. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство, 2005. – С. 288–373.

  10. Лоусон, Г. Д. Фильм – творческий процесс, или Язык и структура фильма / Говард Джон Лоусон; пер. с англ. И. Эпштейн – Москва: Искусство, 1965. – 468 с.

  11. Медынский, С. Е. Компонуем кинокадр / С. Е. Медынский. – Москва : Искусство, 1992. – 239 с.

  12. Медынский, С. Е. Оператор. Пространство. Кадр : учеб. пособие / С. Е. Медынский. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 111 с.

  13. Мечковская, Н. Б. Семиотика художественного изображения : скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино // Семиотика : Язык. Природа. Культура : курс лекций : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва : Академия, 2004. – С. 340–365.

  14. Петровская, Е. От абстрактного к запретному : киносемиотика в России // Авто-био-графия. К вопросу о методе : тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – Москва : Логос, 2001. – №1. – С. 413–427.

  15. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы: учебник / под ред. В. И. Сидоренко, П. К. Огурчикова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 711 с.

  16. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. – Москва : Искусство, 1982. – 158 с.

  17. Руднев, В. Кино // Энцикл. слов. культуры XX века : ключевые понятия и тексты / Вадим Руднев. – Москва : Аграф, 2003. – С. 178–183.

  18. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана : сб. ст. / сост. К. Э. Разлогов; ред. Н. Осколков. – Москва : Радуга, 1984. – 277 с.

  19. Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре [Электронный ресурс] / Андрей Тарковский. – Режим доступа: http //www.kinocenter.ru/library.html.

  20. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.

  21. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. – 2-е изд. – Москва: Академический Проект, 2002. – 512 с.

  22. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. – Москва : Эйзенштейн-центр, 2005. В Интернете : http //www.kinocenter.ru/library.html.

  23. Ямпольский, М. Б. Память Тиресия : интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. – Москва : РИК Культура, 1993. – 456 с. В Интернете : Дневник кино : авторский сайт Алексея Дубинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Дневник кино : авторский сайт Алексея Дубинского : http //www.dnevkino.ru/library.html.

  24. Ямпольский, М. Б. Семиотика кино // Кино : энциклопедический слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 384–385.

Видеопрактика

  1. Фрагменты из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004): Дзига Вертов; Исаак Дунаевский.

  2. Фрагмент из д/ф «На одном дыхании» (фильм посвящен съемкам х/ф «Русский ковчег» (2002) / Александр Сокуров (Телеканал «Культура», 2004).

  3. Отрывок из передачи цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2005) : С. Урусевский: оператор легендарного фильма М. Калатозова «Летят журавли» (1957).

  4. Отрывок из передачи цикла «Кино, которое было…» (Телеканал «Культура», 2006): «Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса…»

  5. Отрывок из передачи «Магия кино» (Телеканал «Культура», 2007): 110 лет со дня рождения Э. К. Тиссэ.

  6. Фрагмент из д/ф «Тонино Гуэрра. Лики любви» (Россия: СКИП-ФИЛЬМ, 1995 / П. Джорджевич).

  7. Фрагменты из х/ф: «Любовное настроение» (2000) / Вонг Кар-Вай; «За пригоршню долларов» (1964) / Серджио Леоне.

  8. Фрагмент телеверсии концерта «Мишель Легран в Брюсселе» (Телеканал «Культура», 2007).