Последовательный контраст
Если посмотреть на солнце и затем перевести глаз на белую стену, то некоторое время видится темное пятно, представляющее размытое изображение солнца на сетчатке. Если после длительного смотрения на яркий свет закрыть глаза, можно отчетливо видеть образ светящегося тела, интенсивность которого будет постоянно ослабевать.
Последовательный контраст заключается также и в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем оттенок цвета, несвойственный ему. Ученые объясняют это явление остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цвета, ибо световое ощущение имеет длительность и продолжается некоторое время и тогда, когда предмет уже исчез из поля зрения. В результате, когда мы переводим взгляд с ярко-красной освещенной поверхности на серую, например, бумагу, то можем заметить зеленоватый оттенок в сером. Сила и направленность изменения цвета здесь, как и в случае с одновременным контрастом, обусловлена многими причинами. Во многих старых учебниках и руководствах по живописи указывается, что в результате последовательного контраста наблюдается цвет, дополнительный к тому, на который смотрели прежде. Однако более точные опыты и эксперименты современных исследователей показывают, что цвета последовательного контраста, например, на белом фоне несколько отличаются от дополнительных. Последовательный контраст иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна. Он протекает определенное время в зависимости от продолжительности и силы раздражения сетчатки глаза предшествующим цветом. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста.
Действие последовательного контраста имеет значение при наблюдении художником натуры (при работе с натуры) и в наблюдении зрителем картины. Когда мы смотрим на живописное произведение достаточно большого размера и переносим взор с одного цветового пятна на другой, то вместе с тем переносится и сохранившееся на сетчатке глаза кратковременное изображение предыдущего пятна в дополнительном цвете и тоне. Поэтому каждое место картины мы будем воспринимать разно и в зависимости от того, какую последовательность восприятия задает нам художник.
- Введение
- Свет и цвет
- Освещенность реального объекта и свет в изображении
- Источники света
- Сила света
- Светотень
- Падающая тень
- Светотень и композиция пространства
- Освещенность и яркость
- Отражение света поверхностью
- Ахроматические цвета
- Яркость и светлота
- Белизна
- Постоянство белизны
- Свет и форма предмета
- Светотень и перспектива
- Спектральные цвета
- Основные характеристики цвета
- Светлота, или тон
- Цветовой тон
- Насыщенность
- Насыщенность и чистота цвета
- Цвет поверхности
- Систематика цветов
- Проблема измерения цвета
- Природа цветового зрения
- Чувствительность глаза
- Смешение цветов
- Взаимодополнительные цвета
- Поверхностно-пространственные качества цвета
- Контраст
- Одновременный световой контраст
- Одновременный цветовой контраст
- Контраст по насыщенности
- Пограничный контраст
- Последовательный контраст
- Несобственные качества цвета
- «Теплые» и «холодные» цвета
- Эстетика изолированного цвета
- Чистота цвета как функция красоты
- Цветовое предпочтение
- Символика цвета
- Цветовая гармония
- Нормативные теории цветовой гармонии
- Форма и величина цветовых пятен
- Психофизиологическая теория цветовой гармонии
- Гармония взаимодополнительных цветов
- Содержательность цветовой гармонии
- Классификация цветовых гармоний
- Цветовая композиция
- О понятии «живописность»
- Колорит
- Основные признаки колоризма
- Классификация типов цветового строя
- Тональные отношения
- Живописность — колоризм — декоративность
- Деградация тона, оттенок, нюанс
- Полутон
- Локальный и предметный цвет
- Цвет и краска
- Краска и ее свойства
- Смешение красок
- Палитра
- Смешение путем наложения
- Аддитивное смешение и раздельный мазок
- Фактура красочного слоя
- Заключение