logo search
Культур(пособ

6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную часть.

В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии. В 330 г. император Константин основал новую столицу Римской империи и назвал ее в свою честь Константинополем. Место для нее он выбрал на Востоке, там, где находился греческий город Византия. Привычное нам наименование «Византия» относится к более позднему времени. Впервые оно появилось в XIV в., а укрепилось в западноевропейской литературе в XVI-XVII вв.

В 395 г. в результате окончательного разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя стала самостоятельным государственным образованием – первой христианской империей, которая просуществовала до 1453 года.

В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Восточная набирала силу. Ряд обстоятельств этому благоприятствовал.

В первую очередь следует назвать удачное расположение. Византия занимала обширные территории: Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, часть грузинских земель и южное побережье Крыма. Таким образом, в состав Восточной римской империи вошли более плодородные земли, находящиеся в более благоприятной по сравнению с Западной Римской империей климатической зоне. На территории Византии было больше полезных ископаемых, находились месторождения нефти и, что очень важно, здесь проходили разнообразные торговые пути. Благодаря своему расположению Византия стала областью интенсивных культурных контактов и культурного обмена, что всегда ведет к быстрому культурному движению.

Существенными следует считать и социально-экономические факторы, приведшие к укреплению государственности, к созданию более эффективной, чем в Западной Римской империи, экономической системы. Труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, византийские города в отличие от западноевропейских были крупными экономическими и культурными центрами на протяжении практически всего периода средних веков.

Немаловажен и тот факт, что Константинополь создавался как христианский центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Христианская церковь и светская власть укрепляли и поддерживали друг друга. Это определило силу верховной власти на протяжении большей части истории Византии.

Ранневизантийская культура развивается в период с IV по VII в. С именем выдающегося императора этого периода Константина Великого (327 – 337 гг.) связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, эпоха Вселенских Соборов и т.д. В «золотой век» Юстиниана Великого (527-565) империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия (610-641 гг.) связано с победой над Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. Этот период характеризуется общекультурным кризисом.

Центральный период развития византийской культуры, начавшийся в середине VII в. и закончившийся в начале XIII в., ознаменован седьмым Вселенским Собором (787 г.), победой над иконоборчеством. Крупнейшими личностями этой эпохи являются патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Михаил Пселл, Лев Диакон.

Последний - поздний - этап в истории культуры Византии продолжался с XII по XV вв. Начался он с разрушительного нашествия крестоносцев, а завершился падением Константинополя в 1453 г. При Палеологах (1261-1453 гг.) в стране происходит значительное ослабление государственной мощи при параллельном возрождении художественных тенденций.

Главные особенности византийской культуры состоят в следующем:

1. Культура Восточной Римской империи сформировалась как синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций. Доминирующей в этом культурном синтезе можно считать культуру греческую, которая, так или иначе, оказала существенное влияние практически на все культуры Средиземноморья.

2. Основой, на которую опирался этот сложный культурный синтез, выступила христианская (в форме православия) религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры Византии.

3. Византийская культура не порывала с традиционализмом. Верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой. Существенной новацией можно считать только новые религиозные установления: на смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, в Византии пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система - христианство.

4. Византийскую империю отличали сильная императорская власть и гибкий аппарат управления. Светская власть и церковь укрепляли и поддерживали друг друга, что определило силу верховной власти.

Все вышесказанное, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны племен и народов, населявших ее, а также сопредельных государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты и с народами, стоявшими на более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).