logo search
Б

1.1. Этнические корни русских

Вопрос об этногенезе один из самых сложных. По данным лингвистики начальная точка отсчета славянской истории — се­редина II тысячелетия до н. э. Известно, что в I—II вв. н. э. предки славян размещались в бассейне реки Вислы и на побере- t жье Балтийского моря. Они назывались венедами и жили в окру­жении балтских и финских племен. В VI в. венеды уже занима­ли огромную территорию от Вислы до Дуная. Тогда же началось великое расселение славян, их разделение на три ветви: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты). К VII в. оно завершилось.

Анты были предками современных русских, украинцев и бе­лорусов. Они расселились в центральной части бассейна реки Дунай. Вот как об этом сказано в "Повести временных лет": "По мнозЬхъ же времянЬх сЬли суть словЬни по Дунаеви, гдЬ

есть ныне Угорьска земля и Болгарьска". Дунайский период оставил заметный след в фольклоре восточных славян.

В середине VI в. на территорию Северного Причерноморья, в Подунавье и на Балканы вторглись многочисленные кочевые племена — авары. Анты постепенно мигрировали от берегов Дуная через Карпаты в бассейн Днепра и на его обширные при­токи: реки Рось, Припять, Сож, Сулу, Сейм, Десну. Они рассе­лились по Среднерусской возвышенности. Сначала здесь обра­зовался догосударственный союз племенных объединений (в него входили поляне, северяне, древляне, родимичи, вятичи, дрего­вичи, полочане, кривичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи и др.). В IX в. сложилось государство Русь со столицей в Киеве. Его жители стали называться русами (русичами, росами).

Первые письменные сведения о восточных славянах встреча­ются у византийских авторов (с VI в.) и арабских путешествен­ников (VIII—IX вв.). Свидетельства собственной, древнерусской письменности начинаются с памятников XI в. Летописцы пере­сказывали исторические предания о прошлом своего народа, воспроизводя при этом типично фольклорные художественные приемы.

В течение ряда веков русичи осуществляли непрерывные пе­ремещения, особенно активно — на северо-восток, где смеши­вались с племенами финно-угров, нередко ассимилируя их. "...Так или иначе ассимилируясь, финно-угры оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую номенклатуру в названиях рек, озер, селений и местностей, а также черты своих языческих верова­ний". Со временем в центре северо-восточных земель возникла новая столица восточнославянского государства — Москва.

В XIII в., после нашествия Золотой Орды, началось разделе­ние древнерусской народности на русских, украинцев и белору­сов. "Русские начали складываться в единое этническое целое на обломках растерзанной полчищами Батыя Древней Руси". К XV в. завершилось образование трех восточнославянских язы­ков, сложившихся на основе древнерусского языка. Таким об-

разом, исторические корни русского языка и устного народного поэтического творчества связаны с периодом древнего восточ­нославянского единства. В равной мере это относится к укра­инцам и белорусам.

Три братских народа продолжали жить одним государством, активно общались друг с другом. В их устной поэзии выработа­лась близкая образная система, общий художественный стиль. Все это — духовное наследие от времен Руси.

К примеру, рассказывает волшебную сказку русский ли, украинский или белорусский сказочник, в ней Баба Яга обязательно скажет: "Фу­фу-фу, русским духом пахнет!" А герой сказки, брошенный старшими братьями в подземном царстве, всегда будет стремиться именно на Русь: "Не хочу я от тебя ни злата, ни серебра, а вынеси меня на Русь!" Упоминается в сказках и Червоное море (то есть "прекрасное, краси­вое") — это древнерусское название Черного моря, которое другие на­роды называли еще Русским.

Восточнославянские сказки, песни, обряды запечатлели об­щую этническую историю трех народов, а также их славянскую духовность, ментальность.

Восточные славяне имеют общность во всех сферах жизни, но наряду с этим существуют значительные отличия. Они про­являются и в фольклоре. В этом отражается реальное многооб­разие живой народной традиции, "художественная капризность" русского духа.