5.2 Вселенские соборы.
С ростом числа сторонников христиан и их общин, с возникновением клира, признанием христианства государственной религией возникает потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему. Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. единая церковь. Однако после легализации христианства выявились и стали активно проявляются острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, догматики, в подходах к интерпретации библейский текстов и устных поучений. Ни один из христианских догматов веры или элементов культа не появился сразу в законченном виде – споры вокруг их содержания не продолжались и после их канонизации. Споры в основном концентрировались вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.
Основные положения христианского вероучения в условиях жесточайшей борьбы между различными течениями в раннем христианстве (ариане, несториане, монофизиты, монофилиты и др.) были закреплены на семи первых Вселенских соборах, которые проходили с IV по VIII вв. нашей эры. На первых Вселенских соборах огромную роль играли римские (позднее византийские) императоры, которые созывали соборы и под председательством которых проходила часть заседаний. На Вселенских соборах обсуждались богословско-догматические, церковно-политические и дисциплинарные вопросы. Большое место в деятельности соборов занимала борьба против ересей. Постановления Вселенских соборов путем специальных императорских решений приобретали силу закона.
В начале IV в. священник из Александрии Арий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он утверждал, что Бог-сын не единосущен Богу-отцу. Он считал, что сын Божий не вечен, не существовал до рождения, ибо только Бог един и вечен, а все остальное сотворено. Подход Ария отражал еще античный способ мышления, попытку примирить формальную логику к христианскому иррационализму. По сути, в Арианстве возрождалось учение о Логосе. В ряде провинций у Ария нашлись сторонники. Для того, чтобы положить конец спорам, император Константин в 325 г. созывает I Собор христиан (Первый Вселенский Собор). На этом соборе Арий был отлучен от церкви, а его учение осуждено как еретическое. На Первом Вселенском соборе (проходил в Никее) было установлено понимание догмата, в соответствии с которым Бог определялся как единство трех лиц, где сын, вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Но спор о сущности Троицы не утихал.
Только на Втором Вселенском соборе (Константинополь, 381 г.) христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы. Здесь проклятию были преданы не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане и др. Третьим каноном этого собора за константинопольским патриархом было закреплено второе место в церковной иерархии после римского патриарха, что знаменовало победу константинопольского клира над александрийским.
Историческое значение первых двух соборов состоит еще и в том, что на них в острой борьбе различных течений и групп церкви был сформулирован христианский символ веры. Символ веры христианства состоит из 12 частей (членов). На Никейском Соборе было принято семь членов, на Константинопольском – пять. Каждый из двенадцати членов содержит один либо несколько догматов, основных положений христианства: первый говорит о Боге как творце мира; второй – о вере в Сына Божьего единородного; третий – догмат о боговоплощении; четвертый – догмат об искуплении; пятый – о воскресении Христа; шестой – о телесном вознесении Христа на небо; седьмой – о грядущем втором пришествии Христа; восьмой – о вере в Духа Святого; девятый – об отношении к церкви; десятый – о таинстве крещения; одиннадцатый – о будущем всеобщем воскрешении из мертвых; двенадцатый – о жизни вечной. В православной церкви Никео-Царьградский символ веры считается обязательным для всех верующих, он читается во время утреннего богослужения, во время обряда крещения и начинается со слов «Верую во единого Бога». В католицизме Символ веры пересматривался и редактировался Тридентским собором (1545–1563 гг.).
В начале V в. острый спор разгорелся вокруг догмата о боговоплощении. Ересь константинопольского патриарха Нестория (несторианство), осужденная Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 г.), состояла в том, что дева Мария родила не Бога, а человека. Только по наитию Святого Духа в него вселилось божество и он стал орудием спасения. На этом Соборе главное внимание были утверждены шесть правил по защите догмата боговоплощения, а также состоялось официальное признание Девы Марии Богородицей.
На Четвертом, Халкидонском Вселенском соборе (451 г.) осуждена ересь константинопольского архимандрита Евтихия – монофизитство. Монофизиты учили, что в Иисусе человеческое начало было поглощено божественным и поэтому признавали в нем только одну божественную природу. На Соборе был утвержден догмат о воплощении, согласно которому Христос должен был рассматриваться как истинный Бог и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога-Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, поэтому божественная и человеческая природа соединяются в нем неизменно, нераздельно и неразлучно.
Эта же ересь был осуждена на Пятом (Второй Константинопольский) Вселенском Соборе (553 г.). Здесь был решен спор о том, как изображать Сына Божьего: в человеческом облике, а не в виде агнца.
На Шестом Вселенском (Третий Константинопольский, 680 г.) Соборе была осуждена ересь монофелитов. Они исходили из признания в Христе двух природ – божественной и человеческой, но утверждали, что ему присуща одна воля, единая «богочеловеческая энергия». На Соборе после осуждения этой ереси, было принято решение рассматривать Христа, состоящим из двух сущностей – человеческой и божественной, но обладающим одной волей – божественной.
Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. В конце IV в. церковный писатель Евсевий выступил против поклонения иконам, считая, это идолопоклонничеством. В VII в. против почитания икон выступили несториане и монофизиты Спор между иконоборцами и иконопочитателями был разрешен на Седьмом (Второй Никейский) Соборе (787 г.). Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение лиц и событий, а также поклонение им.
Состоявшийся в 869–870 IV Константинопольский собор обнаружил острые противоречия между западно-христианской и восточно-христианской церквями. Его решения во многом были направлены против политики константинопольского патриарха Фотия. Оформившиеся впоследствии православие и католицизм различно оценивают IV Константинопольский собор: католицизм признает его VIII Вселенским, православие – нет. Последующие Вселенские соборы созывались уже Римскими папами после разделения церквей. Православные церкви признают решения только семи первых Вселенских соборов.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?