logo search
kulturol_posobie_Anokhina

1. Архаическая культура

У истоков истории человечества отмечаются три стороны единого процесса: антропогенез (возникновение человека), социогенез (возникновение общества), культурогенез (возникновение культуры). Для архаической и первобытной эпохи в развитии человеческой культуры характерен процесс существования их локально, отдельно, независимо друг от друга.

В понятии «архаической культуры» имеются два основных значения.

Первое - это то, что составляет её историческую специфику, то, что преодолевается навсегда, что охватывается понятием «первобытной культуры» и устраняется в ней в процессе развития человеческих обществ. А именно: в хозяйственно-экономическом, социальном, политическом и духовном отношениях. Это то, что потеряно человечеством навсегда, забыто им и не может быть воспроизведено и употребляемо.

О данном периоде культурного становления содержательно говорил и писал, немецкий учёный Карл Ясперс. Он отмечал, что за пределами переданной нам истории является то, что сделало человека человеком, а именно: орудия в постоянном владении, создание и употребления огня, язык, преодоление мужской ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества, подняли человека над миром животных. Но многое из этого, как отмечал учёный, находится за пределами переданной нам истории.

Второе - это то, что навсегда остаётся в человеческой культуре, будучи впервые приобретённым именно в начальную историческую эпоху человеческого существования, то есть то, что составляет саму сущность культуры, её «архэ», «первоначало» и «первооснование». Это то, что господствует в жизни человека и общества на любых этапах развития и исторического существования, употребляемо и в современный период.

Человеческая мысль, не стоящая на месте, не однажды делала попытки проникнуть в «архэ», раскрыть его сущность, уловить общее между первобытной культурой и сегодняшним культурно-историческим содержанием.

Среди этих вечных устоев и оснований человеческой культуры, освоенных именно на этапе первобытной культуры, просветители считали основным и ведущим человеческий разум, романтики и иррационалисты - волю к жизни или религиозное чувство, Гегель - разум и свободу, Маркс - орудийную трудовую деятельность, Вл. Соловьёв - нравственность (включающую религиозный, альтруистический и аскетический аспекты), многие культурологи XX в. - язык и другие символические формы.

Эти основания первоначальной архаической культуры непрерывно меняли свой вид, облик, в основном до неузнаваемости.

Началом возникновения культуры называют первобытность, в основном каменный век.

Каменный век (палеолит по-гречески) разделяется на этапы:

Что же дошло до нас от палеолита?

От нижнего палеолита дошли орудия труда – грубые и однообразные, ручные рубила, оббитые гальки, которыми пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы.

В архаическую эпоху существовало присваивающее хозяйство, которое характеризует человечество как неспособное выделиться из природы, создавать искусственное пространство вокруг себя.

Как известно, присваивающее хозяйство предполагает использование природных ресурсов: рыбы, растений, животных, меда и др. богатств из кладовой природы, не созданных человеком.

Средний палеолит оставил после себя лучше обработанные и более разнообразные каменные орудия – остроконечники для копий и рогатин, скребла для кожи. Люди обживали пещеры, охотились на крупных животных, осваивали первые художественные опыты, делали попытки хоронить покойников.

От времени нижнего и среднего палеолита не дошло свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, изображений, у первобытных людей не было языка, письменности. Эпоха прошла безмолвно, её называют доисторией. От неё, как отмечено выше, остались кости, камни, зола, изображения на скалах.

Поздний (верхний) палеолит уже обладал как материальной, так и духовной культурой. В этот период происходит значительное совершенствование орудий - появляются наконечники, вкладыши, сшитая одежда. Именно в эпоху позднего (верхнего) палеолита появляется «настоящий» человек – Homo sapiens. В социальной жизни появилось новшество – экзогамия, с запретом кровосмешения. Появился род, семья, дети. В целом же в периоде верхнего палиолита появилась то, что по настоящему характеризует культуру – орудия труда, предметы быта, жилище, язык, религия, мораль, искусство, знания о природе, мире.

В верхнем палеолите формируются центры мировых цивилизаций: афроевропейской и азиатской, которые сохраняли единство отношений, формируя свои расовые, хозяйственные, скотоводческие и охотничьи сообщества.

Следующие за палеолитом были периоды – мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

В мезолите люди в силу географических условий (затопление Европы ледниковыми водами) больше вели охотничий образ жизни, изобрели лук, стрелы, приручили собаку, свинью, оставили после себя – кухонные кучи – пищевые отбросы.

В эпоху неолита (5-4 тыс. лет тому назад) достигает своего расцвета родовое устройство, каменная индустрия.

Появились топоры, изготовлялись лодки, строились деревянные дома без окон, с отверстием в крыше. Из шерсти баранов и коз ткали плащи и рубахи, пленных обращали в рабство, появилась торговля, резьба по кости и дереву.

Земледелие и скотоводство неолита превращаются в производящую экономику. В речных поймах появляются деревни и городища, общины объединяются в племена, возникает государство.

Неолит называют крестьянским (аграрным периодом человеческой истории). Наиболее существенные признаки неолита – аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях – анимизм (всеобщее одушевление мира).

Таким образом, первобытная эпоха содержала в себе и создавала основы человеческой культуры: язык, кровнородственные отношения, социальную организацию, основы экономики, ритуалы, искусство, знания о природе и самом человеке.