4.1.3. Древнегреческая мифология
Мифология для любой древней культуры служит точным слепком ее мировосприятия, ценностей, чаяний и устремлений. Древнегреческая мифология – не исключение. Здесь образность, стремление к красоте и идеалу сочетается с очеловеченностью, разумностью и созерцательностью.
Древнейшие античные мифы относятся еще к периоду протогреческой культуры. К наиболее архаичным персонажам античного мифа принадлежит богиня земли Деметра, ее дочь Персефона (весеннее цветение природы), Дионис (бог виноделия), Аполлон и др.
В классический период древнегреческой культуры складывается так называемая олимпийская система богов (изначально их 12), которые ведут праздную жизнь на горе Олимпе, питаются нектаром и амброзией и в целом очень похожи на людей (также ссорятся, гневаются, не лишены честолюбия, коварства и пр.), с той лишь разницей, что боги бессмертны.
Среди наиболее могущественных богов классической мифологии называют Зевса (владыку Вселенной) и его двух братьев - Посейдона (владыку морей) и Аида (владыку подземного мира мертвых).
Кроме трех братьев известны так же Гера (жена Зевса), богиня любви Афродита, богиня мудрости Афина (покровительница Афин), Артемида – охотница, царица лесов, Гефест – небесный кузнец, Гермес – покровитель торговли (и бог воров), Аполлон – покровитель поэтов и т.д. Кроме богов, причастных к жизни на Олимпе, называются так же различные фавны, сатиры, природные духи (гор, ручьев) и т.д.
Студентам-медикам будет интересно узнать, что к числу неолимпийских богов относился, например, знаменитый бог-врачеватель Асклепий (божественный сын Аполлона). Асклепий лечил людей, избавляя их от страха смерти. В его действиях обитатели Олимпа увидели ущерб своему могуществу и Асклепий пал, сраженный молнией Зевса. Согласно мифу, дети Асклепия стали основоположниками разных отраслей медицины. Гигнея дала первые правила гигиены, Панацея (всеисцеляющая) открывала людям тайные силы лекарств, Падалирий стал родоначальником искусства точной постановки диагноза и Махаон – основоположником хирургии.
Отчасти справедливо мнение древнего историка Геродота о том, что мифология древних греков классического периода во многом обязана своему происхождению литературному творчеству Гомера и Гесиода (поэма «Труды и дни»). Именно в произведениях этих авторов оформлены мифы о многих богах, о происхождении мира. Так, у Гесиода при рождении мира из хаоса выделились Уран (небо) и Гея (земля), породившие титанов и циклопов (сторуких гекатонхейеров, которых потом сбросили в подземелье, в Тартар). Впоследствии верховным богов становится Кронос, который, боясь за свою власть, поедал всех детей, рожденных его супругой Реей. Обманом Реей был спасен только Зевс, тайком выращенный на острове Крит в пещере под опекой горных нимф и горной козы Амалтеи. В итоге Зевс победил своего отца Кроноса, заставил его выпустить проглоченных детей, освободил из Тартара гекатонхейеров, титанов и стал верховным богом.
Возможно, именно литературная обработка древних мифов и придание им системного характера, а так же развивавшееся рациональное сознание древних греков создали неповторимое своеобразие мифологической системы античной Греции. Главными характеристиками ее является антропоморфность (уподобление богов человеку), «приземленный» характер, рациональность (преобладание разумного объяснения исторических и природных явлений над мистическим). Красной нитью в древнегреческой мифологии проходит идея самостоятельности человека и даже в некоторых случаях его приоритета над богами.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?