35. «Практическая эстетика» Готфирида Земпера.
Немецкий архитектор и теоретик искусства, представитель романтического историзма. Родился в Альтоне (город близ Гамбурга, ныне его район) 29 ноября 1803. Первоначально изучал право и математику в местном университете, затем занимался в мастерских архитекторов Ф.Гёртнера в Мюнхене (1825) и Ф.Гау в Париже (с 1826). В 1830–1833 путешествовал по Франции, Греции и Италии. Профессор дрезденской Академии художеств (с 1839), принял участие в революции 1849 года, после чего вынужден был эмигрировать. Жил в Париже, Лондоне (с 1851). В 1855–1871 – профессор Политехникума и директор Строительной школы в Цюрихе. В 1871–1876 работал в Вене.
В своей архитектурной практике вдохновлялся античной классикой, однако не в чистом виде (как было у его друга К.Ф.Шинкеля), а воспринятой сквозь призму итальянского Ренессанса и барокко. Разрабатывал монументальные комплексы, доминирующие в ансамблях центров обновляемых городов. Известнейшее его произведение – здание Дрезденской оперы (1837–1841, достройки 1871–1878). В соавторстве с К. фон Хазенауэром внес выдающийся вклад в сложение историко-ретроспективного «стиля Рингштрассе» в Вене, спроектировав здания Художественно-исторического и Естественно-исторического музеев (1872–1881), а также «Бургтеатра» (1874–1888). Среди прочих его построек – Политехникум и Университет в Цюрихе (совместно с И.Вольфом; 1860–1864).
Опубликовал целый ряд теоретических работ, важнейшей из которых является книга Стиль в технических и тектонических искусствах (1863) – опыт «практической эстетики», где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники. Ратовал за активизацию роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой проблеме работы Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних (1834) и О полихромии (1851). С 1876 жил в Италии.
Умер Земпер в Риме 15 мая 1879.
- 4. Промышленное искусство второй половины XIX века.
- 5. Производственная программа Михаэля Тонета.
- 7. Формирование принципов средового дизайна в творчестве мастеров модерна.
- 8. Творчество Фрэнка Ллойда Райта.
- 9. Германский Веркбунд.
- 10. Фирменный стиль аэг.
- 11. Влияние художественного авангарда 1920-х годов на развитие дизайна.
- 12. Баухауз – первая школа дизайна.
- 14. Функционализм – направление в дизайне.
- 15. Конструктивизм – направление в советском искусстве и дизайне.
- 16. Органический дизайн.
- 17. Стайлинг 1930-х годов в сша и Европе.
- 19. Становление профессии дизайн.
- 22. Фирменные стили 1950 – 1970 гг. Стиль Оливетти, стиль Браун, Союзэлектроприбор.
- 23. Дизайн модернизма.
- 24. Массовая культура и поп-дизайн.
- 25. Дизайн сша рубежа XIX – XX веков.
- 26. «Движение искусств и ремесел».
- 27. Неопластицизм и деятельность группы «Де Стейл».
- 28. Ле Корбюзье – дизайнер.
- 29. Уильям Моррис – универсальный специалист в сфере проектирования предметного мира.
- 30. Стиль Браун.
- 31. Стиль Оливетти.
- 32. Системный дизайн Союзэлектроприбора.
- 33. Творчество Петера Беренса.
- 34. Творчество Алвара Аалто.
- 35. «Практическая эстетика» Готфирида Земпера.
- 36. Людвиг Мисс ванн дер Роэ – представитель международного стиля.
- 37. Дизайн постмодернизма.
- 38. Ведущие школы дизайна.
- 39. Направление Антидизайна.