§ 1. Крепостные театры
К началу XIX века театр в России имел уже значительные традиции. Наряду с различными театрализованными представлениями во время народных гуляний, издревле существовавшими на Руси, в середине XVIII века на основе любительской группы ярославских артистов во главе с Ф. Волковым возник первый русский публичный театр в Петербурге — Придворный театр в Эрмитаже. Дальнейшее распространение театрального искусства происходит как за счет частной, так и государственной инициативы.
Во второй половине XVIII века, в связи со стремлением Екатерины II укрепить свое влияние среди провинциального дворянства, начинают открываться театры в губернских городах. Так, в 1793 году по инициативе вице-губернатора И. М. Долгорукова, известного театрала, актера-любителя и драматурга, открылся в Пензе Театр благородных любителей. Примечателен в этом отношении и почин крупнейшего русского поэта Г. Р. Державина, бывшего в конце 80-х годов XVIII века губернатором в Тамбове. В то время тамбовское дворянство, по выражению Державина, было подобно «дикому и темному лесу». Поэт и его жена приложили много сил, чтобы «образовать» его. Видную роль в этом сыграло создание театра, представления которого собирали многих зрителей. Сохранились сведения о спектакле 1786 года, когда силами дворян-любителей был исполнен «Пролог» Державина, символически изображающий просвещение тамбовского общества: в темный лес, олицетворяющий местное дворянство, нисходит гений просвещения в сопровождении муз — Талии и Мельпомены. После «Пролога» была исполнена комедия Веревкина под многозначительным названием «Так и должно быть».[255]
Постепенно увлечение театром захватывает все большие круги дворянства. Богатые помещики создают собственные крепостные театры и оркестры, которые содержат как в усадьбах, так и в городских домах. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупова, Всеволожского и Волконского, по отзывам современников, достигли высокого художественного уровня. Театр Шереметьева в Кускове посещали Екатерина II, придворная знать, иностранные дипломаты. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных актеров.
Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, родных и знакомых владельца. Но по мере роста популярности сценического искусства крепостной театр из «домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным. Так, первое десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа крепостных публичных театров.
Наибольшее количество находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 — в Петербурге и 23 — в остальных городах Европейской России. Вместе с тем, значительным было распространение театральных заведений на периферии: в Московской губернии было 63 театра, в Петербургской — 30, в Пензенской, Курской, Орловской, Нижегородской — 5–7, Владимирской, Воронежской, Смоленской, Полтавской — 2–4 и, наконец, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской — по 1 театру на губернию.[256]
Дальнейшее существование частных публичных театров определялось потребностями зрителей. Театры могли существовать только в тех городах, где был необходимый контингент театральной публики. Поэтому, например, наиболее долговечными оказались театр помещика Есипова в Казани — крупном торговом, административном и культурном центре Среднего и Нижнего Поволжья и театр князя Шаховского в Нижнем Новгороде. Близость к последнему Макарьевской ярмарки способствовала его процветанию. Основанный в конце XVIII века новгородский театр был перестроен и расширен в 1811 году; в нем было 27 лож, 100 мест в партере, 50 — в креслах и 200 мест на галерее. Театральный сезон отличался большой продолжительностью: спектакли шли три раза в неделю с сентября до середины июня.
Большой известностью пользовался театр Каменского в Орле, позднее описанный Герценом в повести «Сорока-воровка». Каменский отличался жестокостью, самодурством и многочисленными причудами. Однако искреннее увлечение театром помогло ему создать превосходную труппу, в которой особенно выделялись комик Козлов и талантливая актриса Козмина (прототип Анюты в повести Герцена). В 1818 году Каменский пытался купить тогда уже известного крепостного актера М. С. Щепкина, но его опередил князь Репнин.
Однако оживление крепостных театров в первые десятилетия XIX века было недолгим. К началу 40-х годов они практически прекращают свое существование, уступая место частным труппам, состоящим из вольнонаемных актеров, и государственным театральным коллективам.
Однако наследие крепостного театра имело немаловажное значение. Крепостной театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил просвещенные круги русского общества к театральным зрелищам, воспитал целое поколение актеров для государственной и частной сцены. В первые десятилетия русский вольный театр пополнял свой состав главным образом за счет крепостных актеров. Например, в труппе Московского театра находилось немало актеров, оставшихся в крепостной зависимости и отданных «напрокат» своими владельцами. Помещик Столыпин, имевший превосходную крепостную труппу, часть ее отдавал внаем владельцам частных театров в Петербурге. А. Л. Нарышкин также продавал партии певчих императорскому театру в 1807, 1821 и 1826 годах.
- § 1. Политика правительства в области просвещения
- § 2. Низшие и средние учебные заведения россии
- § 3. Российские университеты
- § 4. Женское образование
- § 5. Частные пансионы
- § 6. Домашнее воспитание
- § 7. Закрытые учебные заведения для дворянских юношей. Кадетские корпуса. Пажеский корпус. Царскосельский лицей
- § 1. Издательство и книжная торговля в россии
- § 2. Периодическая печать россии
- § 3. Библиотеки
- § 1. Русская литература
- § 2. Сентиментализм в русской литературе
- § 3. Споры о языке
- § 4. Война 1812 года и русская литература
- § 5. Романтизм в русской литературе 1810–1820 годов
- § 6. Литературная жизнь 1815–1825 годов
- § 7. Литературная жизнь во второй четверти XIX века
- § 8. Русская литература второй четверти XIX века
- § 9. Литературные салоны
- § 10. Развитие реалистического направления в русской литературе
- § 11. Образование «натуральной школы» в 40-х годах XIX века
- § 1. Русская художественная школа
- § 2. Классицизм и «академизм» в русской живописи
- § 3. Сентиментализм в русской живописи
- § 4. Романтизм. Творчество к. Брюллова и о. Кипренского
- § 5. Зарождение реализма в русской живописи
- § 1. Крепостные театры
- § 2. Государственные театры
- § 3. Сценический классицизм
- § 4. Сентиментализм на русской сцене
- § 5. Романтизм в русском театральном искусстве
- § 6. Зарождение реализма в сценическом искусстве
- § 1. Начальная школа
- § 2. Церковно-приходские школы
- § 3. Воскресные школы
- § 4. Средняя школа
- § 5. Высшее образование. Университеты
- § 6. Женское образование
- § 7. Высшие женские учебные заведения
- § 1. Книгоиздательская деятельность
- § 2. Российские газеты во второй половине XIX века
- § 3. Российские журналы во второй половине XIX века
- § 4. Библиотеки
- § 1. Русская литература 60–70-х годов
- § 2. Крестьянский вопрос в русской литературе 60–70-х годов
- § 3. Социально-философские проблемы в творчестве достоевского и толстого 60–70-х годов
- § 4. Русская литература 80–90-х годов XIX века
- § 1. Академия художеств и «бунт 14-ти»
- § 2. Историческая живопись
- § 3. Художники о россии (жанровая живопись)
- § 4. Война на полотнах в. В. Верещагина
- § 5. Пейзажная живопись
- § 6. Распространение художественных знаний
- § 1. Организация театрального дела. Артисты и зрители
- § 2. Репертуар
- § 3. Мастера сцены
- § 4. Народные театры