Чувствительность глаза
Леонардо да Винчи отводил человеческому глазу особую роль среди других органов чувств: «Разве не видишь ты, — писал он, — что глаз обнимает красоту всего мира? Он является начальником астрологии; он создает космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки — достовернейшие; он измерил высоту и величину звезд, он нашел элементы и их места. Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись».
В повседневной практической деятельности и, в частности, в художественной первостепенное значение имеет чувствительность глаза к различиям по светлоте, насыщенности, цветовому тону. Эта способность к различению и служит основным показателем качественной характеристики цветового зрения. Она зависит от психологических факторов, физические же стимулы восприятия, надо полагать, остаются постоянными: земля, камни, листья деревьев отражают сегодня световые волны так же, как отражали их и 10, и 100 тысяч лет тому назад, однако восприятие цвета, стимулируемое ими, далеко не одинаково у дикаря и современного человека. Это дает основание считать, что «цветовое зрение в том виде, в каком мы его находим у человека, есть результат длительной эволюции органов чувств в направлении приспособления к возможно лучшему видению цветовых различий окружающего нас мира».
Если основные различия между воспринимаемыми цветами сводятся к различиям по светлоте, цветовому тону и насыщенности, которые в совокупности, как уже отмечалось, характеризуют всякое цветовое пятно, то очень важно установить способность глаза различать изменения цвета по каждому из этих трех параметров.
При исследовании чувствительности глаза к изменению цветового тона было замечено, что глаз неодинаково реагирует на изменение длины волны в различных участках спектра. По данным экспериментов, проводимых Райтом и Питтом в 1946 году, изменение цветности наиболее заметно в четырех частях спектра, а именно в зеленовато-голубой, оранжево-желтой, оранжево-красной и сине-фиолетовой. К средней же зеленой части спектра и к его концу, красному и фиолетовому, глаз наименее чувствителен. Всего, согласно результатам этих опытов, глаз при определенных условиях освещения и величины поля зрения способен выделить в спектре около 150 цветовых тонов. Если к этому прибавить отсутствующие в спектре пурпурные цвета, то общее число различимых глазом цветовых тонов составит 180.
Чувствительность глаза к изменению насыщенности цвета исследовалась советскими учеными Б. М. Тепловым и И. М. Соколовым. Судя по результатам их опытов, число замечаемых глазом различий по насыщенности неодинаково для красной, желтой и синей поверхностей и колеблется от 7 до 12 градаций. Наиболее чувствителен глаз к различию яркостей. По данным экспериментов Кенига, глаз различает около 600 градаций яркости.
Следует иметь в виду, что способность к различению цветовых тонов не является постоянной и зависит от изменений цветовых объектов по насыщенности и яркости. «При уменьшении насыщенности, — пишет
С. В. Кравков, — равно как при значительном увеличении или уменьшении яркости, мы различаем цветовые тона все хуже и хуже. При минимальной насыщенности хроматические цвета сводятся к двум различным тонам: желтоватому («теплому») и синеватому («холодному»). Подобным же образом обедняется «цветовая гамма» и тогда, когда хроматические цвета становятся очень близки к белому или черному». Поэтому нельзя определить возможное общее число воспринимаемых глазом цветов путем простого перемножения количеств различаемых цветовых тонов, степеней насыщенности и светлоты. Тогда оказалось бы, что человеческий глаз способен различать около миллиона оттенков. Такой подсчет был бы неверен, потому что он не учитывал бы изменений чувствительности к одному из показателей в зависимости от другого. Если принять во внимание этот факт, то становится объяснимым, почему в среднем человеческий глаз способен различать лишь несколько тысяч цветовых оттенков.
Чувствительность глаза к отдельным цветам изменяется не только количественно, .но также и качественно в зависимости от освещенности. Первым заметил эту закономерность чешский ученый Я. Пуркине. Она заключается в том, что при слабой освещенности не только понижается чувствительность глаза к различению цветовых тонов вообще, но и происходит смещение этой способности в сторону коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). В картинных галереях при плохом освещении кажется, что гаснут красные, оранжевые и желтые тона и, наоборот, повышается звучность синих и зеленых, что приводит к искаженному представлению о цветовом строе картины.
- Введение
- Свет и цвет
- Освещенность реального объекта и свет в изображении
- Источники света
- Сила света
- Светотень
- Падающая тень
- Светотень и композиция пространства
- Освещенность и яркость
- Отражение света поверхностью
- Ахроматические цвета
- Яркость и светлота
- Белизна
- Постоянство белизны
- Свет и форма предмета
- Светотень и перспектива
- Спектральные цвета
- Основные характеристики цвета
- Светлота, или тон
- Цветовой тон
- Насыщенность
- Насыщенность и чистота цвета
- Цвет поверхности
- Систематика цветов
- Проблема измерения цвета
- Природа цветового зрения
- Чувствительность глаза
- Смешение цветов
- Взаимодополнительные цвета
- Поверхностно-пространственные качества цвета
- Контраст
- Одновременный световой контраст
- Одновременный цветовой контраст
- Контраст по насыщенности
- Пограничный контраст
- Последовательный контраст
- Несобственные качества цвета
- «Теплые» и «холодные» цвета
- Эстетика изолированного цвета
- Чистота цвета как функция красоты
- Цветовое предпочтение
- Символика цвета
- Цветовая гармония
- Нормативные теории цветовой гармонии
- Форма и величина цветовых пятен
- Психофизиологическая теория цветовой гармонии
- Гармония взаимодополнительных цветов
- Содержательность цветовой гармонии
- Классификация цветовых гармоний
- Цветовая композиция
- О понятии «живописность»
- Колорит
- Основные признаки колоризма
- Классификация типов цветового строя
- Тональные отношения
- Живописность — колоризм — декоративность
- Деградация тона, оттенок, нюанс
- Полутон
- Локальный и предметный цвет
- Цвет и краска
- Краска и ее свойства
- Смешение красок
- Палитра
- Смешение путем наложения
- Аддитивное смешение и раздельный мазок
- Фактура красочного слоя
- Заключение