5. Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы ("свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги). Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи. Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли даром - они привели к созданию нового вида искусства. И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать? Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая "первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений.
- 1.Развитие раннехристианского искусства. Концепция византийского храма. Изобразительный и цветовой канон византийской живописи.
- 5. Палитра цветов, игнорирование светотени
- 3. Искусство романского периода. Термин "романский", его происхождение. Развитие церковной архитектуры. Феодальные замки.
- 4. Искусство готического периода. Готический собор: архитектурно-планировочное решение. Миниатюра. Витраж.
- 5. Борьба реалистической и готизирующей традиций в искусстве Проторенессанса. Художественная реформа Джотто.
- 6. Высокое Возрождение. Утверждение в искусстве гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.
- 7. Творчество крупнейших мастеров Северного Возрождения: Яна Ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера.
- 8. Искусство Западной Европы XVII - XVIII в.В. Барокко и классицизм: художественные особенности.
- 9. Просвещение и его роль в развитии европейской культуры XVIII века. Переход к светскому мировоззрению.
- 10. Русское искусство XVIII века. Специфика русского барокко. Архитектура: строительство Петербурга - города нового типа.