Виды и жанры кино.
Система жанров в кинематографе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
- игровое (художественное);
- мультипликационное;
- документальное;
- научно-популярное; иногда выделяют отдельно учебное и научно-исследовательское.
Жанр - группы экранных произведений, объединенные сходными чертами их внутреннего строения. В основе жанра лежит определенный тип изображения человека и окружающей среды, системы взглядов на мир. Жанр - набор сходных признаков, позволяющих объединить фильмы в родственные типы. Поначалу кино заимствовало жанровое деление у театра и литературы, но со временем стало вырабатывать саои собственные жанровые образования.
Игровое (художественное) кино создает кинематографические образы при помощи игры актеров и избирает своим предметом отношения человека и мира, общества, поэтому основная проблематика таких фильмов социально-психологического плана. Игровое кино воплощается с помощью актеров по сценарию, интерпретируемому режиссером. Такие фильмы весьма популярны у зрителя, поскольку вызывают эмоции, сопереживание, эстетическое наслаждение. Особенности игрового фильма применительны и к мультипликационному кино, однако, с акцентом на сказочность и фантазийное начало. Ему недоступна документальная достоверность, но зато иносказательность, которую содержат такие фильмы, способствует более глубокому постижению реальности.
Если игровые фильмы воссоздают действительность, то документальное кино ее фиксирует. Собственно говоря, первыми картинами в истории киноискусства были документальные ленты. Теперь этот вид искусства широко распространен на телевидении, поскольку отражает хронику текущей жизни. Несмотря на то, что документалисты оперируют образами живой реальности, события, факты, характеры отображены, осмыслены в соответствии с идеей, замыслом режиссера. Документальное кино можно разделить по содержанию и по методу создания.
Документальное кино делится на следующие жанры: хроника, киножурналы, очерки (чаще очерки-портреты), тематические фильмы. По методу создания выделяются: иконографические фильмы, где на основе архивных рукописей, музейных экспонатов, фотографий воссоздается историческое прошлое; перемонтаж - основой фильмов здесь являются старые ленты; хроникальные сюжеты, организующие обновленную образную структуру; событийная съемка, которая фиксирует реальность и современностьво всех ее значительных проявлениях.
Предметом научно-популярного кино является вся деятельность человека в. сфере образования, науки, воспитания, а также поиски эксперимента, открытия в этих областях. Отрасли научного кино служат различным целям: средство познания неизвестного (съемки в космосе, фиксация научных экспериментов); учебные - способствуют усвоению знаний; научно-популярные — распространяют специальные знания в среде широких масс и показывают процесс поисков непознанного, указывая на различные точки зрения исследователей той или иной проблемы.
Мультипликация (умножение) – вид кинематографа, где образы создаются оживлением неживой натуры. Делится по технике исполнения: рисованная, объемная (кукольная, пластилиновая, с использованием разных предметов), плоскостная.