logo search
Шпоры по истории искусств / 32

Софийский собор в новгороде великом

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот го­род славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажа­ли» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середи­ны XII в. княжеская власть в Новго­роде располагала немалыми права­ми; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величествен­ные храмы.

В 1045—1050 гг. повелением кня­зя Владимира Ярославича, «поса­женного» в Новгороде отцом Яро­славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новго­родцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратни­ки ходили с кличем: «За Святую Со­фию!».

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хо­тя кладка грубее и проще, чем в Ки­еве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом» (см. статью «Киевская архитектура»).

Тринадцать куполов Софии Киев­ской как бы постепенно, от господ­ствующей центральной главы к бо­ковым, переходят в основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монумен­тальнее и компактнее. Пять его мощ­ных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внеш­ний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из вза­имосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прореза­ют» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубиче­ские зоны.

Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православно­го храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного соз­нания, но по выразительности и ла­коничности родственный характеру северной природы.

В XI в. София Новгородская воз­вышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагмен­ты: изображение святых Константи­на и Елены, пророков, а также неко­торые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его ста­ли в ещё большей степени воспри­ниматься как сплошной, непроница­емый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и вели­чественной простоты. Один из сов­ременных историков новгородской архитектуры писал: «Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил гла­венствующего значения в архитекту­ре Новгорода».

Во время Великой Отечествен­ной войны (1941 —1945 гг.) храм по­страдал от артиллерийского обстре­ла и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставри­ровали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045–1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, поражающий благородством своих мощных форм, но и интерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках. Во многом близок Новгородской Софии также пятинефный Софийский собор в Полоцке (середина XI в.), техника кладки которого аналогична киевской. Сильно перестроенная со временем. Полоцкая София сейчас успешно изучается исследователями.