logo search
Культур(пособ

4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.

Своего максимального проявления гений древнегреческой культуры достигает в художественной культуре. Искусство всегда как в зеркале отражает эпоху, которая его создает; так же и античный мир наиболее полно отразился в античном искусстве. Античный космоцентризм, стремление к созданию человека прекрасного (и телом, и духом), гармония и мера, идеальность в сочетании с рациональностью - все эти главные идеи античного мировосприятия становятся фундаментальными основами античной литературы и театра, музыки, изобразительных искусств (архитектуры, скульптуры, вазописи) и т.д.

Искусство античной Греции направлено на поиск вечного и совершенного идеала. Таким идеалом может считаться калокагатия - гармоничное сочетание прекрасного и доброго, пропорциональное совершенство, где главенствует мера (Перикл говорил: «Мы любим красоту без изнеженности и мудрость без излишеств»). Сочетанием идеала и меры в античном искусстве становится гармония. Собственно все греческое искусство классической поры есть поиск всеобщей гармонии: соразмерности скульптурных фигур, пропорций частей здания, соответствии человека и архитектуры, гармоничное сочетание общего и индивидуального в человеческом характере.

Античное искусство антропоморфно (соразмерно человеку), и главный герой его - человек. Обращаясь к идеалу гармонии, античное искусство стремится показать единство личности и общества, целостность внутреннего мира индивида (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида). Древнегреческое искусство воспевает античного героя – храброго и сильного, мужественного и активного, но, вместе с тем, его героизм не стыдится никакой человеческой слабости, знает страх, слезы и страдание. Трагедия античного героя – столкновение с еще не познанным, с высшими силами. И хотя герой подчинен необходимости и, порой, даже не в силах преодолеть свою гибель, он борется и бросает вызов судьбе и богам (образы царя Эдипа, Прометея в античной трагедии).

Все вышеназванные характеристики в полной мере присущи изобразительному искусству античной Греции.

Древнегреческая архитектура нашла своё максимальное выражение в создании храмов и храмовых комплексов (таким комплексом, например, является акрополь – религиозно-политический центр города). Античный храм не устремлен ввысь, он не давит на человека свом масштабом и грандиозностью. Храм образует гармоничный и уравновешенный объем, что выражено в числовом обосновании его структуры, соотношении элементов, которое строится на принципе золотого сечения. (Принцип «золотого сечения» гласит: «целое так относится к большей части, как большая часть относится к меньшей»; принцип «золотого сечения» использовался во всех видах изобразительных искусств как отражение меры и гармонии).

Типичная форма античных храмов – храм-периптр (псевдопериптр), представляющая собой классический прямоугольный в плане храм, со всех сторон окруженный колоннами. Храмы (и храмовые комплексы) органично вписывались в окружающий ландшафт, раскрашивались; фриз, фронтон и колонны, как правило, украшались скульптурой. Основными принципами античной архитектуры можно назвать четкость, конструктивность, симметрию, принцип «золотого сечения». К числу наиболее известных античных архитектурных сооружений относятся храм Артемиды в Эфесе, Геры на Самосе, храм в Коринфе, храмовый комплекс Акрополь в Афинах (включал в себя храм Парфенон, малый храм Эрехтейон, Пропилеи, в центре находилась 8-ми метровая статуя Афины-воительницы, созданная из золота и слоновой кости знаменитым скульптором Фидием.). Уже к 4 в. до н.э. греческая архитектура чаще выражает себя в постройках светского характера – например, театр Диониса в Афинах, Скивотека в Пирее и др.

Важнейшим достижением классической античной архитектуры стало создание системы ордеров (ордер – строго соразмерное соотношение несущих и несомых частей здания). В античной архитектуре сложились три типа ордеров – дорический, ионический, коринфский.

Дорический ордер прост, суров и мужественен, он отражает стремление к монументальности серьезности и совершенству. Дорическая колонна копировала природные формы, нижняя ее часть покоилась прямо на основании (нет базы), а кверху колонна расширялась. Характерной чертой дорического стиля является деление фриза на квадратные плиты (метопы и триглифы), на которых изображались рельефы богов и людей. Снаружи, на переднем и заднем фасадах, склоны крыши образовывали треугольники – фронтоны, как правило, без скульптурных украшений. В дорическом стиле построены храмы Посейдона и Геры в Пестуме, Аполлона в Дельфах.

Ионический ордер отличает легкость, изящество, прихотливость линий. Здесь ярко выражены декоративные функции колонны, она более стройная (нежели в дорическом ордере), а ее капитель украшается двумя завитками (волютами). Особенностью этого ордера составляет сплошной фриз, идущий в виде непрерывной ленты рельефа и богато декорированный фасад. Для ионического ордера характерно так же широкое использование орнамента. Примером является храм Артемиды в Эфесе, Ники Аптерос и Эрехтейон (Афины) и т.д.

Коринфский ордер – смешение двух вышеназванных ордеров. Он несколько тяжел и центричен как дорический, колонны его так же схожи с дорическим ордером. Однако, коринфский ордер стремится к изяществу украшений, напоминая в этом ионические постройки. Здесь много декоративно-орнаментальных деталей, капители колонн украшены стилизованными изображениями растений. Один из первых примеров коринфского ордера – храм Аполлона в Бассах (4 в. до н.э.).

Античная скульптура, как и архитектура гармонична и соразмерна, стремится к идеалу совершенного человеческого тела.

Монументальная пластика возникает примерно в конце 7 века до н.э (школы в Аргосе, Коринфе, на островах Наксос и Парос). Типичными образцами ранней греческой скульптуры являются изображения обнаженных юношей (куросов) и целомудренно задрапированных девушек (кор). Их лица не индивидуализировались, позам придана статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. Отличает их так называемая «архаическая улыбка» - полуулыбка застывших и отрешенных лиц. В этот же период рождается и древнегреческий рельеф. Распространены рельефные украшения храмов, сюжетами которых становились традиционные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Наиболее известны сохранившиеся фрагменты рельефов знаменитого Фидия, украшавшие Парфенон (битва греков с амазонками, процессия всадников и т.д.)

В эпоху классической Греции развитие скульптурного творчества достигает максимального расцвета. Здесь утверждается общегреческий идеальный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начала. Античная скульптура изображает совершенные тела, руководствуясь тем, что душа и тело образуют гармоничный микрокосм, а, значит, язык тела – есть язык души. Именно поэтому древнегреческая скульптура не изображает больных, немощных, физически несовершенных людей; ее герои всегда молоды, прекрасны и гармонично сложены. Одной из центральных проблем античной скульптуры становится выражение движения, гармония пластики и ритма.

Яркие скульптурные работы созданы Фидием (его работы отличает монументальность, торжественность, он часто воссоздает образы богов и богинь), Мироном (самая известная его работа – «Дискобол», где воплотилось стремление создать идеальный образ физически и морально совершенного человека), Поликлетом (работа «Дорифор» (копьеносец) - идеал мужественного спортсмена и гражданина).

Для скульптуры 4 в. до н.э. характерен уже поиск новых форм и образов. Таковы мягкие и лиричные образы Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»), полные динамизма и порыва фигуры Скопаса (Менада), пластически совершенные и индивидуально-портретные изображения Лисиппа (Апоксиомен, портрет Александра Македонского).

В период эллинизма развитие пластики в большей степени связано с произведениями новых мастеров, работающих согласно правилам и канонам древнегреческой скульптуры, но формально не относящихся к искусству Аттики (новыми центрами скульптуры стали Родос, Пергам, Александрия, Антиохия). Здесь созданы такие шедевры мировой пластики как статуя Ники Самофракийской, группа Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями, знаменитая Венера Милосская (Агесандр), Аполлон Бельведерский (Леохар), Колосс Родосский, статуя Зевса в Таренте.

Об античной живописи ничего не известно. Ее прообразом может служить античная вазопись. Это – роспись ваз (амфор) жанровыми сценами, основывающимися на мифах и сюжетах эпических произведений Гомера. Известны 2 типа росписи - чернофигурная (более древняя, для нее характерны черные фигуры, изображенные лаком на красной глине) и краснофигурная (изображения остаются в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывается черным лаком). Переход к краснофигурной технике сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам, открытию для искусства обыденных занятий человека.

Отдельного внимания заслуживает развитие такой области художественной культуры античности как литература. Литература Древней Греции тесно связана с театром (драматургией), мифологией и эпосом (Гомер), а так же философией.

На первом плане античной литературы – лирическая поэзия (Гесиод, Архилох, Алкей, Анакреонт, поэтесса Сапфо и др.). В классический период появляются стихи гражданского политического звучания (Солон, Пиндар). Особое место в античной литературе занимает сатира и комедия. Древнейшая греческая сатира – «Война мышей и лягушек» (Батрахомиомахия») – пародия на греческий эпос (Илиада). Как правило, адресом древнейшей сатиры и комедии становится не зло вообще, не общественные институты, не строй жизни, а конкретная персона с ее конкретными действиями.

Связан с литературой античный театр. Древнегреческий театр – явление синкретичное, где переплетаются литература (драматургия), музыка и собственно игра актеров. Театр Античной Греции может восприниматься и как результат интеграции воспитательного процесса, зрелищности, состязания. Театральные постановки проводились в специально отведенных (подготовленных) местах. «Театр» включал три составные части – «скену» (место для играющих актеров), «орхестру» (площадку для хора, играющего ведущую роль в трагедиях и комедиях) и «театрон» (круто поднимающиеся по склону холма места для зрителей). В Афинах представления устраивались только 2 раза в год на праздниках в театре Диониса (четыре дня подряд по 15 пьес). Зрителям выплачивался их дневной заработок, так как театр служил не столько развлечением, сколько воспитательным действом. Изначально древнегреческий спектакль представлял собой хоровое пение, посвященное богам. Затем наряду с хором стали выступать актеры, говорившие от имени действующего лица (изображая разных лиц актер менял маски и переодевался на сцене в особой палатке). Само драматическое действо распадалось на эпизоды, связкой которых служил хор. Постепенно расширилась роль корифея (управляющего хором), который начинает вступать во взаимодействие с актерами, что привело к появлению третьего действующего лица (хор, актер, корифей). Наиболее востребованы в древнегреческом театре трагедии, бессмертными авторами которых были Эсхил (трагедия «Прометей освобожденный»), Софокл («Эдип-царь), Еврипид («Медея», «Гекуба» и др.).

Главной темой греческих трагедий становится тема борьбы с судьбой, роком. Мужество жить вопреки и стремится к величию свободного человека – величайший пафос античной трагедии. Тема встречи героя с неумолимой судьбой, например, главная идея трагедии Софокла «Царь-Эдип». Над Эдипом и его семьей изначально висит проклятье – предсказание богов о том, что Эдип убьет своего отца и женится на матери. Попытка избежать предсказанного ни к чему не приводят. И хотя Эдип воспитывался вне дома, ничего не знал о своих истинных родителях, рок приводит к тому, что он встречается с отцом и убивает того в поединке. Затем он женится на собственной матери, желая занять царский трон. Все преступления Эдип совершает, не зная истины, но когда правда открывается, потрясенный Эдип жестоко наказывает себя, выкалывая себе глаза.

Со времени разгрома Афин пелопонесцами начинается процесс вытеснения трагедии комедийным жанром. Комедии так же ставятся по праздникам; в них так же участвует хор, артисты же одеты не царями, а шутами. Сюжеты комедии не связаны с мифом, а вымышлены автором. Среди наиболее известных авторов древнегреческой комедии Аристофан. В творчестве Аристофана (комедии «Птицы», «Мир», «Лисистрат») появляется критика социальных несовершенств полиса, высмеивание общечеловеческих пороков.

В жизни древних греков искусство имело важнейшее значение. Оно не только воспитывало личность и гражданина полиса, наполняло досуг, но так же освобождало душу от страданий и страстей (искусство как катарсис, от греч. «katharsis» - очищение).

Еще пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.д.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Аналогично и Аристотель в своей «Политике» писал, что под воздействием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием». У Платона понятие катарсис рассматривалось гораздо шире - не только в связи с искусством. Знаменитый философ понимал катарсис как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затемняющего и искажающего красоту идей (божественного мира).

Античная греческая культура оставила миру многие свои достижения – в философии и науке, мифологии и литературе, воспитании и искусстве. Она прошла под знаком прекрасного, под знаком служения и стремления к идеалу. Вместе с тем, она явилась родиной рационального мировосприятия, стремления разумно и практично объяснить мир и обустроить свою жизнь. Такое сочетание идеального и реального, фантастического и рационального, мифа и логоса уравновешивается мерой, гармонией и порядком. Древнегреческая культура заложила основы и нового понимания человека – индивидуума, который не только представляет общество, но и важен сам по себе. Все эти ценностные установки и достижения античных греков впоследствии будут развиты их последователями (древнеримской культурой, культурой Византии, да и всей культурой западной Европы), но приоритет основоположника и первооткрывателя остается за великой греческой античностью.