Тема 13.
История отечественного телевидения как средства массовой информации насчитывает чуть более полувека. Первые телевизионные центры появились в 30-ые годы, но уже в 40-60 годах телевидение получает самое массовое распространение в мире. Жизнь современного человека в конце двадцатого века невозможно представить без телевидения, в том числе и музыкального телезрелища.
Вместе с тем, видение на расстоянии издревле было народной мечтой. По преданию, в середине 13 века святая Клара предсказала появление телевидения. В 1958 г. Конгрегация ритуалов Ватикана избрала святую Клару его покровительницей.
Принцип телевидения (разложение изображения на отдельные элементы для последовательной передачина расстояние) был выдвинут биологом П. Бахметьевым в 1880 году.
Оптико-механическое устройство для реализации принципа Бахметьева изобрел П. Нипков. Уже в начале 20 века русский инженер А. Полумордвинов предложил проект устройства цветного телевидения на базе «диска Нипкова».
22 мая 1911 г. в Питербурге Б. Розинг осуществил первую передачу современного телевидения.
Первые телевизионные системы были продолжением телеграфа, ибо использовали для трансляции провода. В СССР в начале 1930-х годов телевидение называли телевидением «самоделкиных», т.к. в первые годы промышленность телевизоры не выпускала. Но Московский телецентр на Никольской ул., оборудованный только отечественной аппаратурой, считался одним из наиболее технически совершенных в мире.
С внедрением электронных систем резко выросла коммуникативность (от лат. «связываюсь, общаюсь») телевизионных сообщений, их влияние на эстетическую и художественную жизнь общества.
Московский телевизионный центр на Шаболовке (1938) у подножия 150-метровой Шуховской башни, постороенной в 1922 году, оснащенный только отечественным оборудованием, до сер. 1950-х годов оставался лучшим в мире. С появлением передвижной станции (ПТС) в телевидение пришел жанр внестудийного репортажа.
В 1949 году промышленность начала массовый выпуск дешевого телевизора «КВН-49». Впоследствии его индекс (составлен из начальных букв фамилий создателей – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) превратился в название популярной телепрограммы и расшифровывался как «Клуб веселых и находчивых».
Телевизионный технический центр в Останкине вступил в эксплуатацию в 1967 году. С вводом Олимпийского телеради-окомплекса (1980) Останкинский телецентр стал крупнейшим в мире.
На основе изобретения советского инженера Ю. Волкова (1929) в США была создана одна из первых в мире систем цветного телевидения. В СССР регулярное цветное телевещание началось в 1967 году.
Благодаря технической возможности приобщения огромной аудитории к одновременному восприятию аудиовизуальной информации телевидение стало колоссальной политической силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения.
Телевидение радикально демократизировало сферу культуры, приобщая зрителей к миру искусства, науки. Телевидение может быть прекрасным поставщиком произведений искусств и литературы на до
Развлекательные передачи возникли на заре телевизионной молодости, когда популярны были воскресные передачи «С Днем рождения!», был «КВН», существовала передача «Терем-теремок», «Кабачок «13 стульев». И сейчас название «развлекательная программа» нередко появляется на телевизионном экране, хотя типы и виды передач, объединенных им чрезвычайно разнообразны…
Рассмотрим в общих чертах развитие этого тележанра на центральном телевидении, сыгравшим значительную роль в становлении музыкально-развлекательного телевидения на всей территории бывшего СССР.
В принципе, по своей структуре, музыкально-развлекательная программа не имеет особых отличий от программы музыкально-информационной. Но только по структуре. Качественно это совсем иной жанр. И вызрел он в недрах жанра информационно-музыкального. А если быть совсем точным, то это новый виток, наполненный более богатой художественной драматургией. Именно в состав этого определения и входят такие компоненты как идея, сценарий, режиссерская драматургия состав этого определения и входят такие компоненты как идея, сценарий, режиссерская драматургия.
Как свидетельствуют исследователи, попыток создать нечто новое, оригинальное в практике бывшего Центрального телевидения было очень много. Программы появлялись и исчезали. И хотя развлекательное музыкальное вещание было безоговорочно самым любимым – ждали праздников, а вместе с ними подарков от ЦТ, долго обсуждали уровень музыкальной программы – почти всегда можно было услышать в разноголосом оценочном хоре громкие окрики: ничего оригинального, они повторяются.
Время шло, и многие теоретики и критики, которые еще совсем недавно в очень сложных словосочетаниях, терминах, понятийных адиомах и постулатах выносили профессиональный приговор, с ностальгической поволокой в глазах стали возвращать свой взор к истокам музыкально-развлекательного вещания. Да, во время «Голубых огоньков» вода была мокрее, а в те несколько лет «Кабачка «13 стульев» трава, конечно же, была зеленее.
Говоря о телевидении перестроечной эпохи нельзя не отметить появление в середине 80-х годов передачи с социальным оттенком под названием «Музыкальный ринг». Ее создатели, Тамара и Владимир Максимовы, не ограничили ринг канатами. В поединке участвовали и те, кто стоял на залитом светом прожекторов пятачке, и тех, кто сидел в зале. Публика бомбардировала вопросами своих музыкальных кумиров. Бывали там вопросы едкие, даже злые, иной раз передача оканчивалась полным нокаутом для выступающих. По сути все выпуски «Музыкального ринга» преследовали одну и ту же тему – «искренность художника, его позицию в творчестве». На ринге шел спор далеко не только о музыке, хотя и о ней, конечно, тоже. И очень быстро становилось ясно, что собой представляют «кумиры» и «звезды». Передача выполнила свою задачу. И не одну: сколько было открыто талантливых исполнителей, которых раньше никто не знал в лицо ( Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», Жанна Агузарова и группа «Браво», Александр Розенбаум и многие-многие другие). А сколько групп поменяли направления в своем творчестве, благодаря открытому беспристрастному диалогу, а то и вовсе распадались («Форум» А.Морозова, «Карнавал» А.Барыкина, «Динамик» В.Кузьмина)!
Многие звезды, приглашенные тогда для участия в передаче, сияют еще ярче. Они уже далеки от зрительской аудитории, сложнее их вызвать на откровенный диалог со зрителем. Вместо искренних слов сейчас мы слышим лишь отшучивания да бравые реплики. Зритель тоже стал другим. Он более спокойно, нежели раньше, относится к пребыванию в студии своих кумиров, - нет уже той комсомольской закомплексованности, нет тщательных домашних заготовок, желания как можно по-оригинальней выделиться вопросами-укусами. После достаточного продолжительного отсутствия в телевизионном эфире, явно не без серьезных материальных вложений спонсора «Музыкальный ринг» вновь заявил о себе на канале РТР , и несмотря на то,что за время отсутствия у него появилось много конкурентов , он тут-же вернул своего старого зрителя, да и рейтинг среди молодежи у него стал тоже достаточно высоким.
Появилась целая плеяда новых звезд и кумиров продюсеры которых посчитали нужным бросить своих юных дарований на съедение акулам шоу-бизнеса. На мой взгляд, программа не потеряла своей актуальности, еще один факт того, что пресса и другие средства массовой информации активно «раздувают» слухи о том какие материальные средства становятся гарантом звездной карьеры той или иной новой звезды, пробуждает в людях чувство немыслемого любопытства даже не к творчеству своего любимца, а к его личной жизни и к тому, кто его родители. Заметно улучшилась «упаковка» программы, заставки, компьютерная графика и более стильное оформление студии сделали эту передачу соответствующей своему времени. Немалый плюс его рейтингу добавила и имитация телефонного голосования телезрителей за своих кумировю
«До и после полуночи» - еще одна ласточка перестроечного периода. Она появилась в 1987 году и не потеряла ни свежести, ни содержательности до самых последних выпусков. И хотя ее жанр практикуется как информационно-музыкальный, и «гвоздем» программы обычно являлась беседа в студии с представителями различных сфер общественной жизни, многие меломаны (особенно подростки) смотрели ее прежде всего из-за качественной, нигде еще не использованной музыкальной обработки и развлекательных прокладок. Интересные собеседники, выбор темы, которая, как правило, была популярна в лучшем смысле этого слова, которая у всех наслуху, умело поданные сенсации, обаятельный интеллигентный Молчанов никого не оставили равнодушным, - программа очень быстро завоевала успех и держалась на гребне популярности до своего исчезновения. Сейчас трудно представить, что очень большой процент молодых зрителей стал поклонником журналиста и его передачи, прийдя к ней через музыку, которую в «До и после полуночи» можно было видеть и слышать.
«Утренняя почта» пришла в каждый дом, в каждую семью. Афоризмы передачи вживались в лексикон зрителей. А это означало, что сама идея создания такого цикла была очень телевизионной, где скурпулезно были взвешены и соединены несколько самостоятельных компонентов.
Именно потому все более поздние программы "Музыкальный обоз", "У Ксюши" и другие не смогли дотянуться до жанровой чистоты музыкально-развлекательной передачи, а застряли на информационно-музыкальной. И здесь хочется остановиться на очень тонкой, но определяющей эту разницу грани:
документальность информации, с одной стороны, и игровой сценарный ход, с другой стороны. В "Утренней почте" ведущий Ю. Николаев все-таки играл роль Ю. Николаева, и все текстовые прокладки были абсолютно придуманными сценаристами, информация давалась в игровой форме, оригинальные литературные миниатюры были выписаны как маленькие художественные произведения.
Эту грань, вероятно, нащупали и создатели программы "50 х 50", так как ведущие получили вполне определенные роли, телеэкранную жизнь, свой имидж.
Возрожденная спустя много лет "Утренняя почта" пошла еще дальше. Любопытным здесь кажется опыт использования эстрадных исполнителей:
выбор нестандартный, не случайный, имеющий целью определенную окраску всего цикла. Всматриваясь пристальнее в этот выбор, начинаешь понимать, что основной идеей создателей является пародийно-юмористическая с элементами эпотажа передача. Кстати, эта деталь все больше и больше находит применение именно в развлекательных жанрах (хотя эпотировать публику пытаются у нас политические деятели, вероятно, этот,просчитанный на определенного зрителя вариант, срабатывает).
Конечно, упоминать о московских программах, долгое время блиставших на экранах телевизоров, снискавших популярность и славу, это не значит сравнивать с нашими музыкальными программами. Они более скромны, более сдержанны (или зажаты?). Конечно, можно ссылаться на недостаток техники и средств, но путать и смешивать вышесказнное с отсутствием фантазии, часто с поверхностным знанием материала, с сомнительными критериями в подборе авторов и ведущих, не стоит вдвойне.
В музыкальной редакции Белорусского Телевидения вряд ли найдется некое весомое количество людей, которые бы отлично владели ситуацией, касаемой отечественной и зарубежной поп-музыки. Подобная некомпетентность влияет на общий уровень и авторитет музыкальной редакции.
Если попытаться "сводить счеты" с телевидением и кинуть беглый взгляд назад, каждый вспомнит десятки своих собственных разочарований и обманутых надежд. Когда мы хотели "Ролинг Стоунз", нас с экрана уверяли, что нужно слушать только Зыкину и Кобзона, Вуячича и "Сябров" - их песни звучат мелодично и пробуждают святую к Родине любовь ...
Одни передачи исчезали на гребне популярности, другие, непонятно почему, продолжали влачить свое жалкое существование и после своего фактического заката, а то и повторялись "по многочисленным просьбам телезрителей". Особенно остро ощущался дефицит зрелищных, развлекательных передач.
Консервативные традиции были могущественны и прочны: добротно скрепленный текст, упрямо длинная картинка, предельно однозначный смысл. малейшая неоднозначность и непонятность аккуратно, терпеливо, можно сказать, "по-отечески" разъяснялась и ликвидировалась. Развлекать и развлекаться не хотели, да и что тут говорить, не могли. А кто мог, тому не давали.
Этот же феномен постиг и программу Белорусского Телевидения "Встретимся после одиннадцати". И хотя на протяжении нескольких лет она была, пожалуй, единственной на БТ из разряда музыкально-развлекательных,
И тогда, когда БТ не имело никакой реальной материальной базы для создания крупных постановочных программ, все та же неспокойная пытливая творческая мысль заставляла делать чудеса.
Были и еще попытки создания музыкально-развлекательных программ. Одна из них - "Соль в мажоре". С элементами мини-спектакля, она выходила редко, но почти всегда преподносила сюрпризы в виде именитых гостей, известных артистов эстрады бывшего Союза и зарубежья.
Интересным опытом была и музыкальная игра-викторина "Колесо удачи", далеким аналогом которой с натяжкой можно назвать бабушку музыкально-развлекательного вещания БТ "Музыкальный чайнворд", которая выходила в живом эфире еженедельно в начале 70-х годов. Жанр, в принципе, не новый, но ее создатели достаточно удачно в игровой, развлекательной форме соединили музыку разных времен, направлений, прибавив к программе "Колесо удачи" сверхзадачу: образование и воспитание телезрителя. То были времена зарождения игровых передач на ЦТ, где почти одновременно появился "Счастливый случай".
Опыт создания музыкально-развлекательного вещания был пополнен на БТ открытием еще одного, очень перспективного по началу цикла "Королевская охота". Там было очень много нового в оформлении, в идее, в использовании драматических актеров. Но просчет во взаимовживаемости очень разных компонентов, стремление соединить несоединимое, погоня за внешне броской оригинальной формой и отсутствие при этом жизнеспособной интересной мысли привели создателей к упрощению формы, которая была низведена до информационно-музыкальной программы.
Структура упростилась до чередования музыкального номера и информации ведущей: интервью, диалог, беседа или просто сообщение.
Недолгой оказалась эфирная жизнь и таких музыкально-развлекательных программ как "Топ-агент", "1308", "Три апельсина". Попытка "Топ-агента" выглядеть на экране динамичной, яркой, с громкими именами, привлекательной не получила развития: психологически передача не вызрела.
Вероятно, есть своя правда в диалектическом законе соотношения количества и качества. Рождение и быстрое исчезновение новых программ явилось своеобразной лабораторией, в которой мучительно созревали новые идеи, режиссерские трансформации, поиски оригинальных решений, осмысление возможностей компьютерной техники. Спиральный виток, как бы сжав время, выдал один за другим новые циклы.
Первой появилась "Акколада". Не очень строго следуя закону жанра, маленькой вольностью для себя она сделала живой эфир. Но вскоре, поразмыслив над выгодами яркорожденной сестры "Абибока", которая в монтажном варианте выглядела как парижская женщина после лучшего салона, "Акколада" приняла решение стать тоже цивилизованной. По многим параметрам ей это удалось. Будучи информационно-музыкальной, "Акколада" использовала свой, очень независимый, иронично-аналитичный метод обобщения. Ненавязчиво и тонко журналистика программы балансирует между информацией и диалогом, улыбкой и разоблачением, укрупнением известной личности и сенсацией. Введенная недавно рубрика викторины стала своеобразной социологической страничкой: не смотря на ночное время, программу смотрели. Один раз в месяц "Акколада" делала зрителям подарки в виде сольных концертов популярных звезд. Но отсутствие в ней игрового начала и телетеатральных составляющих не позволило "Акколаде" стать однозначно развлекательной.
"Абибок" - программа тоже развлекательная, но в основном информационная. Отсутствие в ней хорошо снятых музыкальных номеров объединяло ее структуру.
Еще одна музыкально-развлекательная еженедельная передача "Все нормально, мама!" - плод труда не новичков в телевидении, но не успевших привыкнуть к обыденности единомышленников.
Возьму на себя смелость сказать, что программа новаторская по многим параметрам. Во-первых, неожиданна попытка заговорить на белорусском слэнге. Во-вторых, ранее далекое понятие "имидж ведущей" обрело плоть и кровь в личности Ларисы Грибалевой. В-третьих, создатели цикла абсолютно точно знали своего зрителя. Судя по развитию программы, огромную роль в ней играли талант и взыскательность режиссера, а также нестандартное мышление сценариста. Но именно последний - сценарий - вскоре стал основой тиражирования банальных глупостей и пружина ослабела.
Не долгой, и это объяснимо с точки зрения практики ТВ, была эфирная жизнь еще одной музыкально-развлекательной программы "36,6". Задумка цикла сводилась к достаточно искусственной идее: название связано с среднестатистической личностью и ее музыкальными пристрастиями. Соединить несоединимое не удалось. Добавлю к этому, что реанимированный из видеоканала "5+" развлекательный канал "Королевская охота" тоже имел искусственное просхождение. Мнение его создателей, что видеоканал - удобная форма телевизионного вещания, изначально неверно. По социологическим исследованиям вечерний экран смотрят 2-3 часа. Но в целом сюда входят новости, фильм и какая-нибудь развлекательная программа. Весь канал, как правило, не смотрит никто! (Профессиональный интерес не учитывает).
На Белорусском Телевидении сегодня к жанру музыкально-развлекательного вещания можно отнести, в основном, только два цикла: "Все нормально, мама!" и “Вечерний экспресс”. Все остальные - "Абибок", "Акколада", "Королевская охота", “5 * 5” - программы информационно-музыкальные. И не смотря на то, что в каждой из них определенное место и значение имеет музыка, мы не хотим торопиться объединять их под одной крышей.
Для нас кажутся очевидными несколько параметров, по которым изначально информационно-музыкальные циклы имеют другую природу и этимологию.
Первый из них - присутствие документалистики и информационных жанров. Все они, в той или иной степени, делают обзоры событий в музыкальной и околомузыкальной жизни республики. Блиц-интервью, диалоги, сообщения, одним словом - журналистику определяет ведущий журналист, т.е. второй параметр в этой схеме: информация - музыка. И каким бы интересным собеседником не был ведущий, каким бы имиджем не обладал - это реальная личность: более или менее обаятельная, разумная, ироничная» аналитичная, профессионально подготовленная, но обязательно умеющая находить "болевую" точку или любопытную для зрителя информацию. Музыкальный материал, как правило, в таких программах играет если не второстепенную, то в любом случае тоже информационную и ознакомительную роль. И как бы ярко она не была упакована, документальность и событийность информации не передаст в полной мере развлекательной свободы этим циклам.
Рассмотрим более подробно циклы "Все нормально, мама!" и "Вечерний экспресс". По результатам исследования, проведенного БТ, можно утверждать, что 40,5% опрошенных регулярно смотрят программу "Все нормально, мама!" Конечно, это высокий рейтинг, который наполовину, а то и больше превышает рейтинг большинства передач. Можно порадоваться за то, что каждый четвертый регулярно смотрит программу "Вечерний экспресс" (такая популярность выявлена впервые). Создатели названных циклов могут гордиться, что у них такая значительная постоянная аудитория.
В самой основе этих программ лежит игровой, театрализованный принцип подачи музыкального материала. И, пожалуй, сам уровень программы в этом жанре определяется, прежде всего, художественностью образов, созданных творческой группой. Здесь менее всего важен факт присутствия журналиста с его анализом, обобщением, пытливостью ума, документальностью. Как правило, ведущие или герои музыкально-развлекательного жанра не имеют статуса журналистов, он заменен на вымышленное имя, или типаж, или образ. Реальное имя или фамилия в данном случае абсолютно не несет в себе никакой нагрузки: ведущие играют роль. И здесь лежит коренное отличие жанра.
В программе "Все нормально, мама!" - это реальная личность, но с ярко выраженным придуманным имиджем. У нее уже созданная ею экранная жизнь. Девочка-подросток, застрявшая в возрасте зрителей, для которых создается эта программа. Мы не принимаем реплики в адрес создателей "Мамы" относительно, мягко говоря, инфантильности ведущего. Этот недостаток, если можно так сказать, вырос в достоинсто сотворенного образа. Наивная, с широко распахнутыми глазами, она как будто бы впервые видит мир. И ее реакция на окружающий мир искренне удивленная. Она пытается все называть своими именами. Доведенные до гротеска монологи ведут к откровенно пародийным ситуациям, что придает особую окраску передаче.
Но все сказанное можно отнести к теории создания цикла. На практике далеко не каждая программа его дотягивается до искомого варианта. Здесь уровень программы снижается, в основном, сценарными разработками. Недостатки сценария Лариса Грибалева пытается "поднакачать" своей игрой, но иногда грань вкуса сдвигается, и гротеск превращается в пошлость. Но, к слову сказать, такое восприятие зрителей определяется и чисто объективными причинами. На зарубежном ТВ такой гиперболизированный имидж воспринимается со смехом и принимается. Психология и менталитет отечественного зрителя иной, иными являются духовные ценности, поэтому взрослая часть населения не всегда адекватно воспринимает и ведущую, и программу.
Неровной кажется и музыкальная линия цикла. Далеко не всегда музыкальные вставки однозначно свежи и новы, но это скорее беда, а не вина творческой группы.
Программы такого типа можно считать художественно законченными при наличии всех компонентов. И однозначно этому жанру свойственно музыкально-развлекательное целое, где и литературно-игровая часть, и музыкальная связаны воедино и являются органичным продолжением одного другим. К сожалению, сюжетные песни и видеоклипы пока не являются неограниченным источником авторской фантазии и несколько связывают сценариста. Производство клипов в республике пока на экспериментальном уровне, редкостью являются премьеры белорусских исполнителей. В основном, музыкальная часть передач состоит из российских и зарубежных клипов не всегда самой высшей пробы. Хотя последние программы говорят о связи с фирмами-производителями и бизнес-фирмами, занимающимися видеоклипами, трудности роста продолжаются и, к сожалению, виток развития закончился на точке отсчета.
Несколько иная ситуация, на наш взгляд, складывается с другой музыкально-развлекательной программой "Вечерний экспресс". В связи с этим считаю уместным вспомнить рассуждения Вартанова: "Кроме драматургии отдельной эстрадной телевизионной передачи, все большее значение в последнее время приобретает построение более крупных форм: циклов передач, идущих из месяца в месяц, конкурсов и т.д. Здесь уже приобретает значение не столько ход, найденный драматургом для одного представления, сколько драматургическая стратегия, которая предопределяет развитие всей совокупности передач... В развитии общей драматургической стратегии цикла важно, чтобы каждая часть была построена в строгом соответствии с целым и его задачами"* . Еще тогда Вартанов уловил и подметил перспективное развитие музыкально-развлекательного вещания.
Большинство развлекательных программ БТ продолжительностью 30-40 минут. Но определенное количество зрителей не против увеличения эфирного времени для программ "Все нормально, мама!" и «Вечерний эксресс»
Музыка, ритм, зрелище, интерьер - все это безусловно влияет на восприятие развлекательных программ. Социологическое исследование установило, что 50,6% зрителей считает музыкальное оформление "хорошим, органичным". Между этим каждый десятый респондент отметил, что музыка не соответствует содержанию передач.
Мастерство ведущих передач - слабое место на БТ. Между тем при оценке работы ведущих видно сказался белорусский характер: со многим соглашаться, многим прощать ошибки.
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 4.
- Белгосфилармония
- «Класс-клуб ДжазКрафт» ооо
- «Виртуозы сцены»
- «Ковчег»
- Тема 5.
- Наиболее древние образцы народной музыки:
- Календарно-земледельские песни:
- Семейно-обрядовые песни: Родинные, свадебные, причитания, колыбельные песни
- Рекрутские, солдатские, беседно-шуточные песни образный строй белорусской песни
- Тема 7.
- «Академические жанры» музыкального искусства
- Тема 8.
- Этапы развития джаза
- История джаза второй половины хх века в ссср
- Тема 9.
- Из интерьвью в.В. Кing
- Белорусская рок-музыка
- Темы 10,11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.
- Мюзикл как шоу-проект
- Оперетта
- Список литературы
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10.
- Тема 11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.