logo search
Колин - Социальная информатика

3.4.Информационный рынок

Назначение информационного рынка и его основные функции

В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что «информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений — информационного рынка [59].

Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:

• рынок информационной техники и информационных технологий;

• рынок информационных продуктов и услуг.

При этом под рынком информационных продуктов и услуг понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.

Субъектами информационного рынка могут являться:

• производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;

• пользователи (потребители) информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.

Структура информационного рынка современного общества

Формирование информационного рынка в капиталистических странах началось еще в 50-х годах и осуществлялось параллельно с развитием процесса их информатизации. В начале пользователям предоставлялась в основном лишь различного рода справочная информация. Затем стали предоставляться услуги по электронной обработке информации на ЭВМ, а также по ее передаче по сетям связи. В середине 70-х годов в качестве информационных услуг пользователям стали предоставляться и электронные базы данных, содержащие упорядоченную информацию по различным направлениям деятельности.

Что же касается современных тенденций развития информационного рынка, то здесь все большую популярность приобретает диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных через глобальные национальные или же проблемно-ориентированные информационные сети. Такие сети сейчас имеются во всех развитых странах мира и обеспечивают информационную поддержку сфер бизнеса, науки, образования, культуры и промышленного производства.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы [60].

Информационный бизнес

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Так, например, объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд долларов США, в два с половиной раза превышая объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза —объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.

Столь высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес [61].

Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

В соответствии с приведенными в работе [61] подходами можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса:

• маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке;

• организация производства средств информатизации;

• материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;

• лизинговые операции;

• страховые операции;

• консультационное обслуживание;

• организация службы информационной безопасности;

• управление финансовыми операциями;

• подготовка кадров для работы в информационной сфере.

Что же касается дальнейших перспектив развития информационного бизнеса в мировой экономике, в том числе и в России, то здесь наблюдаются следующие основные тенденции:

• появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом;

•развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права;

•уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности;

•развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.