logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций

В эпоху перехода от архаики, как начальной формы человеческой культуры, со свойственными ей слаборазвитыми общественными отношениями, с признаками самодостаточности, самооценки, со специфичными ранее религиозными представлениями, начинают создаваться предпосылки перехода к цивилизациям. Здесь просматривается, прежде всего, утверждение «Аграрной революции», означающей расширение территории, где возникает земледелие, скотоводство, т.е. где присваивающее хозяйство сменяется производящим, которое систематически увеличивает средства для жизни человека и общества.

Этот процесс укладывается в понятие «доосевой» культуры. Обобщённая характеристика «доосевого» развития культуры проявляется в самых первых цивилизациях, которые вобрали в себя понятия двух этапов: «дикости», т.е. периода присваивания человеком готовых продуктов природы и полной зависимости человека от неё; и «варварства», т.е. периода развития скотоводства и земледелия, овладения методами увеличения производства продуктов с помощью человеческой деятельности.

Именно с этого времени впервые появляются искусственные центры постоянного человеческого существования. Это означало, что инновации, появившиеся в способах существования человечества реализуются, связываются в единую жизненную систему, кардинально изменяются принципы организации человеческого общества. Самой главной, качественной стороной развития и утверждения нового человеческого общежития явилось образование государства. Образованию государства предшествовали существенные сдвиги, изменения, предпосылки экономического и социального характера. А именно:

Именно деспотический характер правителей этих государств позволял осуществлять грандиозные общественные работы по созданию ирригационных систем, строительству дворцовых и храмовых комплексов, оборонительных и культовых сооружений как Великий канал, Великая китайская стена, индийские храмы, египетские пирамиды.

Древнейшими на Земле цивилизациями и вернее сказать древнейшими государствами признано считать государства Двуречья (Месопотамия) Египта, Индии, Китая, Греции, Рима. Именно это время и считается «доосевым» IV-II тыс. до н.э. (Отметим, что «Осевым» временем считается время духовного переворота в традиционной культуре цивилизаций, появление мировых религий как универсалистских мировоззрений о человеке и человечестве – христианства, буддизма, ислама, которые и сегодня, спустя две тысячи лет во многом определяют жизнь людей. Считается, что «осевая» культура сложилась в местах великих древнейших культур – в Китае, Индии и на Западе)

Древние же цивилизации оставили важнейшие составляющие культуры, многие из которых являются и по сей день универсалиями.

Скифская цивилизация занимала территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Помимо сведений, сообщённых Геродотом в своих трудах, огромную ценность имеют археологические находки, которые позволяют дать, по возможности, более полную картину существования скифов.

Основные памятники скифской культуры: Каменское городище; Станицы - Костромская, Келермесская, Ульская; курганы: Толстая могила, Куль - Оба, Чертомлык, Царский, Солоха.

Для скифов характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определённым набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения.

Это позволяет отметить завоевательный характер данной культуры, Скифы были искусными воинами, что подтверждает в письменных источниках Геродот.

Для женских захоронений характерно наличие в курганах украшений с петельками, бронзовых котлов. По археологическим источникам можно констатировать, что расцвет скифской культуры приходится на 4 в. до н.э. Выделяется цепь курганов, которые из-за содержимого называют царскими, поскольку в них найдены золотые украшения.

Яркий элемент скифской культуры - скифский звериный стиль. Это отливка в металле зооморфных изображений. Скифы имели особую технологию (золотая фигурка кабана из Хоминой могилы, золотая фигурка Оленя из станицы Костомарская, бронзовый олень из Чертомлыкского кургана). Как свидетельствуют находки золотых украшений, скифы испытали сильное влияние Греции, т.к. многие золотые изделия имели греческое происхождение.

Жизнь этого процветающего царства внезапно обрывается в середине 3 в. до н.э. в результате вторжения кочевников-сарматов с востока. В эпоху великого переселения народов скифы окончательно растворились среди множества племён.

Древнекитайская цивилизация

История Китая насчитывает начиная с периода неолита семь тысячелетий. Почти треть её занимает эпоха древнекитайской цивилизации, одной из древнейших цивилизаций мира. Она восходит к рубежу III-II тыс. до н.э. когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Концом её считается крушение империи Хань (220 г. н.э.). Она распалась на три царства, в которых активно шёл процесс феодализма. До этого периода императоры старейшей и младшей династии Хань сохраняли единство, могущество и целостность Китая.

Культурная преемственность ранних эпох позволила создать уникальный, неповторимый тип древнекитайской цивилизации.

Основным содержанием её являлись: централизованная власть с высокобюрократической системой управления и почитанием власти императора, единая система ирригационных сооружений, рациональный взгляд на природу, как необходимый живой организм, создание нравственно-правовых норм и принципов этикета, создание пороха, бумаги, компаса, фарфора, основ китайской медицины, уникальной системы боевых искусств, основание религиозно-философской системы - конфуцианства (Конфуций 551-479 гг. до н. э. странствующий проповедник), которая более 2 тысяч лет является идеологической основой китайской империи.

В Китае постоянно шёл процесс борьбы за власть. К середине 1 тыс. до н.э. появилась карта, где от почти 200 государственных образований осталось менее 30. Среди них выделялись «семь сильнейших» - Цинь, Янь и Чу, Вэй, Чжао, Хань и Ци, находящихся в политической борьбе.

Китайское древнее общество находилось в постоянном поиске средств, расширяющих производительные силы: плавка железа, изготовление ремёсел и средств земледелия, расширение площадей обрабатываемых земель, внедрение орошаемого земледелия, строительство городов с полумиллионным населением, сооружение Великой китайской стены, создание гробниц, каналов, дорог, создание монетарной формы денег, создание крупных сельскохозяйственных частных хозяйств, введение единого законодательства и судопроизводства (IV в. до н.э. министр Шан Ян), не ограничивалось порабощение бедняков, создание рабства, введение счёта (знали до 30 тыс.), переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шёлке и от царапающей палочки к писцовой кисточке, развитие математики, физики, механики, фортификационного и крепостного строительства, появление первых сочинений («Книга перемен») об изменчивости всего сущего, о морали, о ритуалах, политических и правовых нормах, изобретение глобуса, с описанием 2500 звёзд, включённых в 320 созвездий. В 613 г. до н.э. древнекитайские астрономы впервые зарегистрировали появление кометы Галлея. В V в до н.э. был составлен звёздный каталог, вычислены лунные затмения.

Древний Китай вёл широкую торговлю никелем, железом, драгоценными металлами, лаковыми, бронзовыми и другими художественными и ремесленными изделиями, шёлком, которые были лучшими в мире.

В Китае также наличествовало складывание основных направлений философской мысли Древнего Китая (конфуцианства, даосизма, моизма, легизма).

Среди китайских мудрецов особо выделяется Лао-Цзы – основатель даосизма. Лао-Цзы (буквально переводится – старый учитель) личность легендарная, по преданию родился в 604 г. до н.э., жил около 200 лет. Более всего его учение направлено на духовное совершенствование человека, следование космическим законам и нравственности. Примерно в III в. до н.э. появилась его книга «Дао-дэ-цзын», содержащая богатый культурный подтекст, учит человека созерцать и следовать природе.

Лао-Цзы утверждал, что у истоков движения мира стоит Дао, оно являет собой творящее (креативное) начало. Дао есть великий образ Вселенной, и в этом качестве оно выступает как мир и душа. Дао - есть путь возникновения, развития и исчезновения вещей.

  1. в должное время вещи (в том числе и живые вещества рождаются);

  2. на протяжении предназначенного им времени они существуют;

  3. в должное время они и рассеиваются, исчезают.

Приведем некоторые высказывания Лао-Цзы:

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Кто знает меру, у того не будет неудачи.

По себе можно познать других.

На ненависть нужно отвечать добром.

Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.

Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди с ними.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

То, что сжимают – расширяется,

То, что ослабляют – укрепляются,

То, что уничтожают – расцветает,

Кто хочет отнять у другого – непременно потеряет все.

Современный Китай вновь усилил внимание к овладению и пропаганде учения Лао-Цзы. Учения Лао-Цзы уважал и разделял великий русский писатель Лев Толстой.

Постоянным оппонентом даосов выступали конфуцианцы.

Конфуций (551-479 до н.э.) – китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель. Он имел более 3000 учеников, 12 из них находились при нем постоянно. Он много странствовал, не смотря на опасности. Записок после себя Конфуций не оставил, но известны его изречения: Чего не желаешь себе, того не делай и другим.

Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде.

Своим примером побуждай людей трудиться.

Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?

Все течет как вода. Время бежит не останавливаясь.

Конфуций разработал учение «о благородном муже» (человеке, который входит в круг людей, управляющих государством).

«Благородный муж» должен следовать Ли. Ли в примерном переводе с китайского означает: приличие, сдержанность, этикет. «Благородный муж» должен воплощать в себе равновесие природы и украшения. «Если природа одерживает верх над украшением, то это грубость; если украшение – над природой – это плебейство». Он говорил:

Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных.

Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других.

Культура личности по Конфуцию заключается во многом в том, как человек уважает опыт, использует как нравственную опору, использует его для самосовершенствования.

Вся мудрость Конфуция как бы сходится в великом завете «Не пренебрегай повседневными делами».

Древнеегипетская цивилизация

Как единое государство Египет образовался примерно в 3000 г. до н.э. Египет славился возделыванием вина, организацией оросительной системы в Нильской долине, высокоразвитым скотоводством, ткацким ремеслом, изготовлением папируса, распространением письменности, строительством, деревянным и каменным изготовлением орудий из меди, бронзы, садоводством, огородничеством, виноградарством, производством зерна, возведением царских усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами, возникновением стекла, созданием водохранилищ, вертикального ткацкого станка, созданием водоподъёмного сооружения (шадуфа), искусной мумификацией. В культурном наследии Египта – важнейшие практические знания в области математики и астрономии: определение площади круга, объём усечённой пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на часы, знаки зодиака. В Египте создавалась сказочная литература, изобилующая чудесами.

Древнеегипетской цивилизации характерны: наличие религиозно - мифологического мировоззрения, искусства, имеющего ритуальное назначение, земледелия, основанного на искусственном орошении, общины как формы совместной жизни, труда, своего рода кооперации, наличие пиктографической письменности, наличие монументальной и рельефной скульптуры, наличие религиозной литературы – «Книги мертвых».

Египтяне считались самым религиозным народом древности. они обожествляли природу, животных (крокодила, быка, кота). Египтяне имели кроме местных богов общих. В их числе:

Пта – создатель всех богов;

Ра – бог солнца;

Амон – покровитель фараонов;

Осирис – бог мертвых;

Сий – бог зла;

Исида – богиня плодородия и материнства;

Анубис – бог бальзамирования;

Маат – богиня правды и справедливости;

Тот – бог мудрости;

Сахмат – богиня войны;

Хатор – богиня неба и природы.

Основным верованием египтян была вера в бессмертие души и культ мертвых.

Основными чертами древнеегипетского искусства являются: религиозный и погребальный характер; монументальность и прочность; традиционность и стабильность стиля; синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.

Древнеегипетская цивилизация погибла около двух тысяч лет назад. В качестве доминантов художественной культуры имеем сохранившиеся до наших дней пирамиды, храмы, дворцы, статуи богов, сфинксы, изваяния фараонов. Египет считается колыбелью зарождения мировой культуры.

Древнегреческая цивилизация, ее история, культура и искусство прошли несколько периодов развития:

  1. «Гомеровская Греция» (12-8 вв. до н.э.) – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений.

  2. Архаик – период образования рабовладельческих государств (7-6 вв. до н.э.).

  3. Классика – период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.).

  4. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) – период образования больших империй.

Древнегреческая цивилизация прежде всего известна современникам по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея" - 8 век до н.э. и мифам. Основное занятие древних греков - земледелие, садоводство, скотоводство, формы организации - община, всеобщий эквивалент - бык. Этой цивилизации характерно: возникновение городов - полисов, появление общегреческих рынков, появление чеканных монет, наличие общегреческого алфавитного письма, создание своих математических, астрономических, медицинских знаний, создание лирической поэзии и театров как неотъемлемой части жизни, строительства храмов как жилищ богов, развитие монументального зодчества, где статуи богов из бронзы и мрамора размещались на площадях вместе со статуями победителей общегреческих спортивных состязаний, прививалось чувство уважения к творческому труду, формировался образ гражданина - защитника полиса, создаётся алфавитное письмо, переход от религиозно мифологических представлений о мире к формам его понимания – это был качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества, появление календарной системы, ритуальное назначение искусства. Знаменитыми произведениями скульптуры Греции являются «Ника Самофракийская», «Венера Милосская».

Около 2500 г. до н.э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются крупные металлургические центры, в керамическом производстве применяется гончарный круг, выращиваются злаковые, виноград, оливки, создаются дворцы (цитадель Тиринфа – стены из известняка до 12 тонн веса, толщина стен 4,5 м. Высота – 7,5 м.) дворцы – критские, ахейские, пилосские. Города имели цветные росписи зданий.

В Греции с 776 г. до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки. Они проводились раз в 4 года, на юге Греции в Олимпии. Также формируется полис как особый тип общины, существование индивида вне полиса было невозможным. Полис имел военную организацию. Из Олимпии во все города отправлялись вестники, приглашали принять участие в Олимпийских играх. На этот период объявлялось перемирие, все враждебные действия прекращались.

Олимпийские игры сопровождались ярмаркой. Массы охватывало оживление. В Олимпии, которую готовили к играм, было чем полюбоваться: храмами, алтарями, статуями богов и атлетов, послушать ораторов и философов, посмотреть на жертвоприношение. Соревнования включали бега колесниц, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу), состязание мальчиков, кулачный бой, панкратий (комбинация бокса и борьбы), бег в полном вооружении. Победители игр (олимпионики) награждались венками из листьев дикой Оливы, росшей около храма Зевса.

Именно с расцветом классического полиса отмечен высочайший подъём греческой культуры V в. до н.э. Отмечен прогресс науки, расширение географического кругозора, усиление демократии, одновременные политические конфликты породили своеобразие культуры классической Греции.

Важнейшей частью культуры Древней Греции была музыка, драма, театр. Музыка была одноголосой, вокальной, обучение музыке детей было обязательным.

Виднейшие драматурги Древней Греции

Древняя Греция прославила себя развитием наук, которые объединены в единую науку – космологию. Развивались теоретические науки: математика – Пифагор, физика – Архимед, Демокрит, медицина – Гиппократ, история – Геродот, Ксенофонт, география – Птоломей, философия – Сократ, Платон, Аристотель.

Гераклит из Эфеса (554-483 гг. до н.э.) – греческий философ, считавший огонь первоосновой всего сущего. До современников дошли лишь фрагменты его труда «О природе». Его знаменитые изреченья:

Все течет, все меняется.

В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, существуем

и не существуем.

Когда все желания людей сбываются – не лучше им.

Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.

Если у слепого спросить, что такое зрение, то он ответит, что это

слепота.

Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к

голосу природы, поступая согласно с ней.

Архимед разработал методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, дал образцы применения математики в естествознание и техники. Он изобрел – архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др. Аристарх Самосский доказал вращение земли вокруг оси и ее движение вокруг солнца; Гиппарх Александрийский установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский создал прообраз паровой турбины, Герофил и Эрасистрат открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В городах создавались библиотеки – в Александрии, Пергаме. Книги в то время переписывались от руки. Одним из общеобразовательных центров был Мусейон (место пребывания наук) в г. Александрия, объединявший университет и библиотеку в 700 тыс. книг. Греческая культура предложила миру многие известные и употребляемые сегодня понятия – академия, лицей, гимназия, музей, педагог (сопровождающий ребенка и обучающий его хорошим манерам).

Религиозные предпочтения древних греков считается политеизм – многобожие.

Зевс – главный бог;

Гера – богиня брака;

Аполлон – бог солнца, искусства;

Арес – бог войны;

Афина – богиня мудрости;

Артемида – богиня охоты;

Гермес – бог торговли, воровства;

Афродита – богиня любви;

Гестия – богиня семьи;

Гефест – бог огня;

Деметра – богиня земледелия, плодородия;

Посейдон – бог моря.

Древние греки дали миру великую культуру во всем ее многообразии, традиции которой нашли свое воплощение во всех последующих веках.

Древнеиндийская цивилизация в историю вошла под названием цивилизация долины Инда, которую часто называют страной мудрецов. Это одна из великих и наименее изученных цивилизаций древности. Раскрыта в ходе многочисленных раскопок. Столицами цивилизации и основными археологическими памятниками были Харанна и Мохенджо - Даро, города меньших размеров известны в Пенджабе, Синде, Катхиявре. Несколько торговых пунктов встречаются в других районах. На такой огромной территории наблюдалось редкое единство культуры. Большое значение, при этом, имели природные условия, стимулирующие культурное развитие.

К 2300г. до н.э. цивилизация достигла высокого уровня. Здесь созданы учение о мироздании, основы медицины, металлообработка, торговля, бани, водопровод, канализационные стоки, хранилища продовольствия, стандартные меры длины, признаки централизованного государства, основы скотоводства и земледелия.

Древнеиндийская цивилизация, согласно источникам, включала в себя Хараннскую цивилизацию, Маурийскую империю, охватывающую почти весь Индостан, Кушанскую и Гуптскую империю.

Хараннские города, насчитывающие до 100 тыс. человек (2500-1700 гг. до н.э.) выступали, как крупнейшие центры торговли. О высоком уровне развития хараннской культуры говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов, произведения искусства, наличие земледелия (пшеница, ячмень, горох, садоводство, рис), использование ирригационных сооружений, приручение животных, разведение крупного рогатого скота, овец, коз, одомашнение собак, кошек, осла.

Хараннская цивилизация как и друге прошла периоды расцвета, заката, упадка культуры. Причины её уничтожения различны – изменение климата, разливы рек, тектонические толчки, эпидемии. Ряд учёных антропологов считают, что гибелью жителей многих поселений была малярия.

Древнейший письменный памятник индоариев «Ригведу», как утверждают учёные, следует датировать XI-X вв. до н.э. Данные текстов позволяют проследить продвижение индоарийских племён, занявших территорию после падения Хараннской цивилизации, на восток и освоение ими областей Гангской долины. Данный процесс занял несколько столетий.

Важнейшим историческим событием в жизни Индии явилось создание Маурийской империи, которая включила в себя не только области Западной, Центральной, Восточной, Южной Индии, но и территории Пакистана, отдельные районы Афганистана. После её распада на западную и восточную, могущество империи стало угасать.

Особенностью древнеиндийской культуры является факт прекрасного сохранения её во многом до наших дней. Это храмы Индии, скульптурные изображения богов и богинь, священных животных, священных колесниц, литературы, свастики – знака бесконечности, колеса Будды и других символов вечного движения. Общеизвестны достижения древнеиндийской культуры: Тибетская медицина, способы оздоровления человек (наука о долголетии), практика оперирования больного, учение о наследственности и врачебной этике, индийская философия, живопись (фрески буддийского комплекса, состоящего из 29 пещер), лингвистика, математика, астрономия, десятичная система исчисления, значение числа π, введение математических терминов «корень», «синус», «цифра», догадка о вращении Земли вокруг солнца.

Древнеиндийская культура – это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на древних текстах – Ведах, написанных на санскрите и относится ко II тыс. до н.э. Веда - это знание, знание о добре и зле, человеке и природе, о мире и душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. зависимости жизни человека, от его поступков, о достижении им совершенства и освобождении его от различных зависимостей.

По Ведам – причина всех твоих страданий – в тебе самом. Ведические книги содержат способы и методы освобождения от закона кармы. Это - аскетическая и нравственная жизнь, отшельничество, йога (связь, соединение). Йога формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни.

Древнеиндийская культура ориентирует человека на саморазвитие, совершенствование культуры – внешней и внутренней. Содержанием и особенностью индийской культуры является её религиозность, ориентированность на углубленную, внутреннюю духовную жизнь, интуитивизм, любовь к человеку, терпимость, всепрощение, любовь к природе и исключительная живучесть древних традиций.

Фундаментом буддизма является – отказ от насилия по отношению ко всем живым существам, что является условием спасения души и понятие кармы – как действия и противодействия, то есть что творишь, то и пожинаешь, отсюда цель человека – сеять добро, милосердие, ограничивать желания, самосовершенствоваться.

Традиции приписывают Будде слова о том, что подобно тому как вода в океане имеет привкус соли, так и его учение имеет «вкус освобождения». Жизнь – страдание, возникающее от стремления к земному существованию и его радостям.

Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мыслей, праведной памяти, праведному образу жизни, праведному самоуглублению.

Подлинными энциклопедиями древнеиндийской жизни являются две великие эпические поэмы «Махамхарата», содержащая 100 тысяч двустиший и «Рамаяна», содержащая 24 тыс. двустиший. По силе художественного воплощения, гигантскому объёму и воздействию на культуру многих народов их сравнивают с «Илиадой» и «Одиссеей».

Наработки и богатства древнеиндийской культуры настолько велики, настолько живучи, что стали неотъемлемым компонентом культуры не только современной Индии, но и современной мировой цивилизации.

Древнеяпонская цивилизация достаточно молода и не оказала видного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Её значение в другом.

Древнеяпонская цивилизация до III в. до н.э. называлась культурой Яей.

Она, как достаточно уникальная, сформировалась в результате разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевающих водные преграды. Письменные источники позволяют определить язык цивилизации - корейский.

По археологическим находкам удалось выделить характеризующие признаки данной культуры:

Особенностью древнеяпонской цивилизации считается её способность усваивать в своё время навыки и знания, поступающие в результате контактов с другим народом (в основном корейцами и китайцами). Таковыми являются: чеканка монет, составление первого универсального законодательства, возделывание поливного риса, обработка металла, создание устойчивой общины, введение поливного земледелия, изготовление из бронзы ритуальных зеркал, мечей, колоколов, изготовление из железа, орудий труда, курганные погребения (сейчас их обнаружено более 10 тысяч), наличие глиняной пластики изображающей храмы, жилища, сосуды, доспехи, лодки, животных, птиц, воинов. Культ предков воплощался в культе богини Солнца Аматэрасу. Особую роль в истории и культуре Японии сыграл буддизм. Это вероучение формировало новый тип личности, лишённой родовой привязанности, более всего пригодной для функционирования в системе государственных отношений, а также помогло становлению общегосударственной идеологии, внесло в общество этические, гуманные нормы. Благодаря буддизму идёт строительство антисейсмичных храмов и других сооружений, скульптурных изображений будд. Грандиозное буддийское культовое сооружение – храм Тодайдзи (по территории 90 га, включающий несколько павильонов). «Золотой павильон», в настоящее время - самое большое деревянное сооружение в мире. Его высота – 49 метров, ширина – 57 метров, длина – 50 метров. В нём размещается статуя космического Будды Вайрочаны высотой 18 метров.

Древнеяпонская цивилизация проходила этап упорного плодотворного ученичества, заимствования у других народов, сохраняя при этом преемственность по отношению к достижениям собственной культуры.

Цивилизация народов Майя. Майя - это народ, создавший цивилизацию на полуострове Юкаса в зоне джунглей. По преданиям майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. До этого они уже обладали единой и древней культурой.

Новая территория майя имела форму треугольника. Его углы образовали 3 города. Остальные центры находились на сторонах треугольника и внутри него. Расширение земель майя шло специфически – от территории к центру, а не наоборот, как повсюду.

Города-государства майя были местом власти и культуры. Их схема застройки:

Во главе города стоял халач-виник (великий человек). его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной. Его лицо украшалось татуировкой, нос искусственно наращивался до орлиного клюва. Костюм украшался ремнями, браслетами, амулетами. в городе были ремесленники, земледельцы свободные, а также рабы.

Все майя были религиозны, делали жертвоприношения – цветы, пищу, животных, произведения искусства, а также ритуальные убийства и каннибализм (поедание людей). последнее особенно при эпидемиях, природных бедствиях. Ритуал каннибализма осуществлялся с целью – обрести достоинство умершего. Соблюдали посты – ели без соли, перца, мяса.

Храмы майя были подобны научно-исследовательским центрам, наблюдали звездным небом, год у них продолжался 365,241229 дня, период обращения Луны  29,5 дней. Майя имели зодиак – 13 созвездий. Майя имели иероглифическое письмо, книги, дошедшие до сего дня – кодексы. Устная литература – песни, молитвы, заговоры, пророчества. Музыка и пение в основном сопровождалось танцами. Архитектура дополнялась скульптурой и живописью.

К 200 году до н.э. в центральных областях Гватемалы возводятся первые пирамиды, вскоре появляются склепы со ступенчатыми сводами. Создаются крупные церемониальные центры, как сосредоточения административной и религиозной деятельности, развития искусства. Жрецы - астрономы разработали календарную систему, более точную, чем Юлианский календарь в Европе. Народам Майя знакомы понятие нуля, иероглифическая письменность. Народы Майя были ассимилированы мексиканцами.

Особенностями арабо-мусульманской цивилизации являются: развитие земледелия и скотоводства, художественные ремесла, ткачество, изделие ковров, приготовление оружия, строительство мечетей, мавзолеев, минаретов, базаров, медресе, развитие словесности, приверженность традициям, консерватизм, духовность, формирование ислама как мировоззрения.

В общем и целом, можно сказать, что для древних цивилизаций характерно в основном следующее:

Однако, в последнее время взгляды на цивилизационные проблемы претерпевают изменения. Так, американская исследовательница Маргарет Мид (1901-1978 г.г.) утверждала, что каждый этнос, малая или большая человеческая общность имеют "культурный код", который воздействует подобно генетическому коду на их развитие.

С точки зрения М. Мид культуру можно оценивать по роли в ней старших и младших поколений - деды - внуки; отцы - дети. В соответствии с этим, М. Мид различает три типа культуры:

  1. Постфигуративная - где дети учатся у своих предшественников (анклавы, примитивные общества)

  2. Конфигуративная - где дети и взрослые учатся у сверстников (великие цивилизации, американское общество)

  3. Префигуративная - где взрослые учатся также у своих детей (молодежь схватывает неизвестное будущее, ей даются новые права)

Некоторые ученые доказывают, что для образования культурного единства необходимы факторы: расово - этнические, языковые, хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета. Культура может быть полиэтнической (Эквадор), многоязыковой (Швейцария), многоукладной (Индия), без общей территории - цыганская, еврейская.

Французский психолог, историк Гюстав Лебон ( 1841- 1931 г.г.) отмечал, что судьбой народа руководят в большей степени умершие поколения, чем живущие. Поскольку они творили побудительные силы нашего поведения, идеи и чувства. Мы несем тяжесть их ошибок и получаем награду за их добродетели. Главными субъектами истории он считал нации, как результат многовекового смешения крови этносов, национально - культурные и исторически - культурные общности, Запад и Восток.

Многие культурфилософы (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, В. Шуберт, К. Леви - Строс, Г. Померанц) воспринимая идею множественности культур, задаются вопросом, могут ли культуры оказывать влияние друг на друга или они фатально разъединены и непроницаемы. В результате обсуждений возникают различные взгляды. О. Шпенглер, не воспринимая теорию игнорирования любой культуры утверждает, что культуры отдельные, следующие друг за другом, вырастающие одна из другой, прикасающиеся, заслоняющие, подавляющие одна другую, исчерпывают, т.е. представляют, вмещают в себя все содержание истории.

Кроме этого существуют ряд теорий, которые, не лишая равенства локальных и национальных культур (эгалитаризм), одновременно поднимают вопрос об исключительности некоторых культур.

  1. Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад являются центром мировой культуры и цивилизации.

  2. Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как форпост человечества, как цитадель абсолютно новой культуры.

  3. Афроцентризм - это специфическая мировоззренческая установка, направленная на ценностное возвышение африканской культуры. Это своего рода учение негритюда, обосновывающее всевластие негритянской расы. Согласно ему, африканский негр - дитя природы, он открывает ей все органы и чувства, готов к приему любого импульса вплоть до глубинных волн природы. На первом месте для негра - форма, цвет, звук, ритм, запах, прикосновение.