logo search
Культур(пособ

4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний

При всей классической завершенности и богатстве древнегреческой мифологии изучение только этого феномена не позволило бы считать древнегреческую культуру колыбелью нового мира, где основой познания окружающего космоса постепенно становится сочетание чувств и разума.

Греческая культура первая вступила на путь рационального мышления, чему способствовало все ее историко-культурное развитие. Здесь сложилась особая духовная атмосфера, определяемая, во-первых, самим отношением греков к своим богам (отношением, зачастую лишенным священного трепета, ведь боги суть бессмертные люди), и, во-вторых, стремлением познать судьбу и попытаться преодолеть ее.

Величайшим завоеванием древнегреческой культуры становится рождение здесь философии. В Греции архаического периода философия (от греч. любовь к мудрости) являлась протонаукой, объединявшей отдельные отрасли знания. Первоначально мысль греческих мудрецов обратилась к поиску конечных причин или начал мироздания (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); одновременно формируются и первые диалектические идеи о всеобщем движении и изменении (Гераклит). Интересный вариант мистико-философского учения, подчинившего строй и сущность Вселенной числу и численным соотношениям, представлен в древнегреческой философской традиции школой Пифагора.

Классическая философия Античной Греции знаменита такими именами как Сократ (обратился к познанию человека), Демокрит (основоположник теории о том, что мир состоит из частиц – атомов), Платон, Аристотель и др. Платона и Аристотеля справедливо считают праотцами философского знания, утвердившими два основных типа философского отношения к миру – чувственно-иррационального (Платон) и системно-логического (Аристотель). Платон и Аристотель создали две самые знаменитые в Античном мире философские школы, послужившие становлению рационального объяснения мира и развитию научных знаний (Платоновская Академия и Ликей Аристотеля).

В рамках философских концепций формируются и первые собственно научные знания (Анаксимандр - описание космоса как циклического физического процесса, Пифагор, Евклид - основы геометрии, Аристотель - разделение естествознания и математики, Евдокс - геоцентрическая система Вселенной, затем Гиппократ, создающий рациональную систему медицинского знания и др.)

Античная рациональность была только первым шагом человечества на пути разумного объяснения и осознания окружающего мира. Она неполна, умозрительна (не использует опыт, только абстрактные построения) и зачастую непоследовательна. Античное объяснение мира - это взгляд еще мифологический (иллюзорно-фантастический), но, одновременно, содержащий и рациональные компоненты, стремление к максимально реалистичному описанию и объяснению мира.