logo search
Колин - Социальная информатика

4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Основные этапы развития ИТКС и сетевых

технологий в передовых странах мирового сообщества

Уровень развития информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала той или иной страны. Именно эта характеристика определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, т. е. возможность использования мировых информационных ресурсов.

Развитие телекоммуникационного пространства страны определяется двумя основными факторами:

• развитием первичной сети связи данной страны;

• уровнем развития сетевых информационных технологий.

Необходимо отметить, что оба указанных выше фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это означает, что более развитая и совершенная сеть связи позволяет использовать и более эффективные сетевые информационные технологии. В свою очередь, появление более совершенных технологий стимулирует общество к развитию сети связи.

Под сетью связи следует понимать совокупность каналов связи (проводных, радио или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети.

Необходимо отметить, что сеть связи является самым дорогостоящим элементом телекоммуникационной инфраструктуры. Стоимость ее создания сопоставима со стоимостью строительства автодорожных или же железнодорожных транспортных сетей. Именно поэтому практически во всех странах мира развитие сетей связи осуществляется не скачкообразно, а эволюционным путем. При этом новые, более современные участки сети связи интегрируются с уже существующими или же постепенно их заменяют.

Таким образом, практически во всех современных сетях связи, используемых для создания информационно-телекоммуникационных систем, практически всегда одновременно присутствуют и работают совместно несколько различных по своим техническим характеристикам и функциональным возможностям участков сети. Эти обстоятельства и определяют стратегию и тактику создания и использования сетевых информационных технологий, которые также, как правило, являются комплексными, т. е. включают в свой состав несколько видов сетевых технологий, отвечающих требованиям и ограничениям сети связи и работающих одновременно.

Сетевые информационные технологии развивались параллельно и взаимоувязано с развитием каналов связи. В начале XX века основу телеграфных и телефонных сетей связи составляли аналоговые проводные и радиоканалы электросвязи, которые затем с развитием микроэлектроники стали все больше заменяться цифровыми волоконно-оптическими линиями связи, обладающими существенно более высокими характеристиками по скорости передачи информации.

В связи с этим в середине XX века возникло новое самостоятельное понятие телекоммуникационные технологии, которое означает способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем.

Это направление развития информационных технологий бурно развивается в последние десятилетия и оказывает существенное влияние не только на развитие процессов информатизации общества, но также и на весь характер формирующейся в последние годы новой информационной среды обитания.

Один из ведущих специалистов в области телекоммуникационных систем академик И.А. Мизин выделяет следующие шесть основных этапов развития телекоммуникационных технологий [73]:

• телеграфные и телефонные сети (докомпьютерная эпоха);

• передача данных между отдельными абонентами по выделенным и коммутируемым каналам с использованием модемов;

• сети передачи данных с коммутацией пакетов: дейтаграммные или использующие виртуальные соединения (типаХ.25);

• локальные вычислительные сети (наиболее распространенные — Token Ring);

• цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN) — узкополосные, а затем широкополосные;

• высокоскоростные локальные сети — Fast Ethernet, FDDI, FDDII (развитие FDDI для синхронной передачи речевой и видеоинформации);

Приведенные в скобках англоязычные наименования и аббревиатуры представляют собой названия различных видов телекоммуникационных технологий, которые будут пояснены ниже при рассмотрении содержания отдельных этапов их развития.

Информационно-телекоммуникационные сети в зависимости от уровня их развития могут предоставлять пользователям различные виды информационных услуг. Наиболее распространенными из них являются сегодня следующие:

• передача данных;

• передача факсимильной информации;

• передача речевой информации;

• передача видеоизображений;

• электронная почта;

• служба новостей и конференций;

• доступ к файлам;

• доступ к документам;

• удаленная обработка данных.

Естественно, что каждая из перечисленных выше услуг требует определенного уровня скоростей передачи данных по каналам связи, которая в значительной степени определяется широтой полосы пропускания этих каналов. Поэтому современные сети связи сегодня принято условно разделять на узкополосные и широкополосные. Узкополосные сети обеспечивают передачу информации по каналам связи со скоростью не более 2 Мб/с, т. е. до уровня так называемого двухмегабайтного барьера. Что же касается широкополосных сетей, то здесь сегодня используются два скоростных стандарта —155 Мб/с и 622 Мб/с, что обеспечивает передачу разнородной информации (речи, видеотекста, телевизионных изображений), а также реализацию режима распределенной обработки информации.

Технология Х.25. Одной из наиболее распространенных телекоммуникационных технологий в узкополосных сетях является технология пространственно-временной коммутации пакетов данных Х.25. Обозначение Х.25 соответствует аббревиатуре одной из рекомендаций МКТТ для сетей передачи данных.

Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что в телекоммуникационной системе между абонентами организуются так называемые виртуальные каналы, по которым и осуществляется передача пакетов данных. При этом на сеть возлагаются достаточно сложные функции управления процессом передачи информации с целью повышения надежности ее доставки пользователям.

Технология Х.25 и ее различные модификации удовлетворительно работают в телекоммуникационных сетях даже при использовании каналов связи низкого и среднего качества. Именно поэтому они и получили весьма широкое распространение в мировой практике. Используется эта технология и в наши дни, особенно в России и странах СНГ, где, как известно, качество каналов связи пока еще оставляет желать много лучшего.

Технология Х.25 используется на абонентском уровне, т. е. в трактах подключения абонентского оборудования к центральным элементам телекоммуникационной сети, которые и обеспечивают транспортировку информации между ее основными центрами коммутации, часто располагающимися на значительных расстояниях друг от друга. Однако эта же технология может использоваться и при обмене информацией между самими центрами коммутации сообщений (ЦКС). При этом на каждом ЦКС осуществляется обнаружение и исправление ошибок, которые возникают в сообщениях в процессе их передачи по каналам связи.

Технология Х.25 обычно используется для передачи данных на низких и средних скоростях (1,2 —128 Кб/с) по аналоговым каналам связи.

Технология TSP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol) характеризуется тем, что она реализует независимую маршрутизацию пакетов сообщений (дейтаграмм), не создавая между абонентами сети виртуальных соединений. Эта технология успешно конкурирует с технологией Х.25 благодаря тому, что она обеспечивает более высокий уровень адаптации сети передачи данных к возможным нарушениям в ее работе. Достигается это за счет возможности оперативного изменения маршрутов дейтаграмм в каждом узле сети.

Именно поэтому технология TSP/IP часто используется при организации функционирования телекоммуникационных систем военного или же другого специального назначения. Так например, она была использована в сети ARPANET, которая принадлежит министерству обороны США.

Необходимо отметить следующие важные особенности технологии TSP/IP. Обеспечивая достаточно широкий диапазон скоростей передачи данных (от 1,2 Кбит/с до нескольких десятков Мбит/с), эта технология допускает возможность использования каналов связи низкого, среднего и высокого качества. Однако при этом функции обнаружения и исправления ошибок должны обеспечиваться оконечным оборудованием пользователей.

Технология ISDN представляет собой телекоммуникационную технологию интегрального обслуживания пользователей, которая стала активно развиваться, начиная с середины 80-х годов XX века в связи с появлением и все более широким распространением цифровых сетей связи.

Вначале эта технология использовалась на узкополосных сетях, а в последние годы — главным образом реализуется на широкополосных сетях связи. Она обеспечивает возможность предоставления пользователям узкополосных информационно-телекоммуникационных сетей таких информационных услуг, как передача речи, телетекст, видеотекст и электронная почта.

В широкополосных сетях реализуются также телеконференции, передача телевизионных изображений и распределенная обработка данных.

Технология Frame Relay (трансляция кадров) является одной из разновидностей технологии пакетной коммуникации. Она обычно используется в сетях с каналами связи высокого и среднего качества и скоростью передачи данных от 56 до 2048 Кбит/с. Телекоммуникационные сети на основе этой технологии обеспечивают предоставление пользователям услуг по передаче данных, речевой и факсимильной информации, а также видеоинформации.

Эта технология очень часто используется для объединения локальных сетей передачи данных. Ее характерной особенностью является частичный отказ от реализации сложных процедур обнаружения и исправления ошибок, которые возлагаются на оконечное оборудование пользователей. Это дает возможность максимально использовать пропускную способность каналов связи и характеристики коммутационных центров, в которых осуществляется стирание искаженных кадров передаваемой по сети информации.

Технология АТМ (Asynhronous Transfer Mode) используется в тех случаях, когда по телекоммуникационной сети необходимо передать разнородную информацию (данные, речь, видеоинформацию, в том числе телевизионную информацию высокой четкости).

Для реализации этой технологии необходимы широкополосные сети связи с каналами высокого качества, а также хорошие линии связи для подключения пользователей. Основой АТМ-технологии служит единый цифровой формат и единые правила транспортировки и коммутации для всех перечисленных выше видов информации.

АТМ представляет собой разновидность технологии пакетной коммутации с виртуальными каналами и в некотором смысле использует достоинства как метода коммутации каналов, так и метода коммутации пакетов. При этом контроль целостности информации осуществляется на узлах сети, а обнаружение и исправление ошибок — на оконечном оборудовании пользователей.

Опыт показал, что использование АТМ-технологий оказывается экономически выгодным в тех случаях, когда имеются достаточно большие потоки цифровой информации. Именно поэтому АТМ-технологии широко используются в транспортных высокоскоростных сетях с кольцевой структурой.

Технология SMDS (Switched Multimegabit Data Service) используется в высокоскоростных коммутационных системах передачи данных. На современном этапе их развития пользователям предоставляется доступ к выделенной линии со скоростью передачи 1.544 Мбит/с (версия DS1) или же 45 Мбит/с (версия DS3).

По своим функциональным возможностям SMDS-технология аналогична технологии АТМ, однако в ней используется дейтаграммный метод коммутации.

Основные проблемы и перспективы развития

сетевых информационных технологий

Главной проблемой для развития и широкого использования сетевых информационных технологий в России, странах СНГ и государствах Балтии является современное состояние их сетей связи. В настоящее время эти сети все еще имеют значительное количество аналоговых каналов связи с низкой пропускной способностью, а также устаревшую коммутационную аппаратуру. Для того, чтобы охарактеризовать грандиозные масштабы этой проблемы, достаточно указать, что еще в 1990 году среди 300 тысяч населенных пунктов Советского Союза около 100 тысяч, т. е. около одной трети из них, вообще не имели телефонной связи. Все это существенным образом затрудняет возможности применения современных телекоммуникационных технологий и создание информационно-телекоммуникационных систем с интеграцией услуг.

Поэтому в тех случаях, когда реализуется та или иная программа развития телекоммуникационных сетей регионального или общенационального масштаба, как правило, приходится также проводить и реконструкцию первичных сетей связи.

Наиболее перспективными направлениями такой реконструкции являются:

• создание распределенных систем связи на оптоволоконной технике;

• использование возможностей спутниковых систем космической связи;

• создание беспроводных систем связи для мобильных абонентов.

Использование оптоволоконной техники в распределенных информационно-телекоммуникационных системах позволяет получить практически неограниченные скорости передачи информации и создать высоконадежные и высококачественные информационные супермагистрали.

Еще одно их важное свойство заключается в том, что они обладают высокой устойчивостью ко внешним помехам. Это позволяет широко использовать оптоволоконные тракты передачи информации в городских условиях и даже на территории предприятий, обладающих повышенным уровнем электромагнитных излучений. Так, например, на территории московского металлургического завода «Серп и молот» вот уже более 10 лет успешно функционирует локальная сеть передачи данных на оптоволоконной технике, которая обеспечивает обмен информацией между тремя мини-ЭВМ и более чем 100 терминалами, установленными в различных цехах этого завода.

В последние годы в России начался также процесс создания междугородних и международных оптоволоконных супермагистралей, а также ведомственных кольцевых оптоволоконных систем. На оптоволоконной технике создаются сегодня и общегородские телекоммуникационные системы, которые открывают совершенно новые возможности для оказания информационных услуг населению (начиная от развития кабельного телевидения и кончая компьютерными системами передачи информации). Нет никакого сомнения в том, что этот процесс будет и далее продолжаться по мере развития и модернизации отечественного телекоммуникационного пространства. Тормозом здесь является лишь отсутствие в России производства собственного современного телекоммуникационного оборудования. Использование же зарубежных разработок делает Россию зависимой от других стран и создает основу для их вмешательства в ее информационное пространство.

Кроме того, поскольку практически все средства телекоммуникационных сетей и телекоммуникационные технологии являются, как правило, средствами двойного применения (в гражданских и оборонных целях), то вполне естественно, что западные страны поставляют в Россию лишь уже устаревшие модели этих средств. А это закрепляет технологическое отставание России от передовых стран мира.

Выход здесь видится лишь в одном — создавать информационно-телекоммуникационное пространство страны в основном на базе отечественных разработок. Тем более, что в области развития теории информационно-телекоммуникационных систем и телекоммуникационных технологий Россия сегодня не только не уступает передовым странам Запада, но и по ряду направлений их существенно опережает. Свидетельством этому являются наши информационно-телекоммуникационные системы оборонного назначения, которые сегодня удовлетворительно работают на каналах связи низкого и среднего качества и при этом обеспечивают высокую достоверность передачи информации.

Использование достижений России в области освоения космического пространства является еще одним важным направлением развития информационного потенциала российского общества. Мало того, если учесть огромные размеры территории нашей страны, а также размещение многих объектов ее промышленной и социальной инфраструктуры в малодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, то станет понятным, что развитие и использование систем космической связи — это единственный перспективный путь решения проблем информатизации России.

Потенциальные возможности нашей страны здесь таковы, что их использование может не только позволить России догнать развитые страны Запада по уровню развития информационно-телекоммуникационных систем, но и на несколько лет опередить их. Для того, чтобы аргументировать это достаточно сильное утверждение, приведем следующий конкретный пример.

Перспективные интегрированные системы

связи на базе тяжелых космических платформ

В 1990 году автору настоящей монографии довелось участвовать в качестве научного эксперта в проведении государственной экспертизы комплексного научно-технического проекта, который предусматривал создание в СССР на базе отечественных разработок принципиально новой спутниковой системы связи [74]. Экспертиза проекта была организована Госпланом СССР и проводилась большой группой специалистов в области информации, связи, космической и оборонной техники.

Проектом предусматривалось выведение на геостационарную орбиту четырех тяжелых спутников (весом около 18 тонн каждый) и создание на их основе принципиально новой по своим техническим решениям и функциональным возможностям космической системы связи, которая и должна была стать перспективной базой для решения многих проблем информатизации нашей страны и ряда других стран мирового сообщества.

В проекте было показано, что создание этой системы обеспечивает:

• решение проблемы телефонизации страны (количество телефонных абонентов — свыше 60 млн);

• создание более 300 тыс. дуплексных телефонных каналов связи с неподвижными абонентами и 1,4 тыс. — с подвижными абонентами (количество одновременно обслуживаемых подвижных абонентов — до 30 тыс.);

• создание на всей территории страны новой системы цифрового телевидения высокой четкости (от 4 до 10 ретранслируемых программ телевидения);

• создание системы цифрового стереофонического радиовещания по 16 программам;

• создание систем экологического мониторинга, сбора и передачи экологической информации, медицинской информационно-консультативной системы, а также единой системы управления воздушным движением над территорией страны.

Решение столь разнообразных и впечатляющих по своим масштабам задач достигалось в этом проекте благодаря принципиально новому подходу к организации системы связи и увеличению в ней доли каналов космической связи с 2% до 70%. Эти возможности обеспечивались за счет следующих оригинальных технических решений, основанных на использовании преимуществ отечественной космической техники.

1. Головная организация по проекту НПО «Энергия» спроектировала унифицированную тяжелую космическую платформу, которая должна была использоваться на всех четырех орбитальных спутниках и обеспечивать их стабилизацию на орбите, а также снабжение электроэнергией. При этом общая мощность солнечной электростанции на борту спутника достигала 16 квт, из которых 12 квт отводилось для питания модулей полезной нагрузки. Столь высокая мощность энергии на борту спутника позволяла резко сократить необходимые размеры приемных антенн у наземных комплексов системы связи, что повышало удобство их эксплуатации и давало значительный экономический выигрыш.

2. Значительные объемы и масса космических модулей полезной нагрузки позволяли разместить на их борту необходимое коммутационное оборудование системы связи. Таким образом, космический аппарат из обычного ретранслятора превратился в активный центр системы связи, который способен осуществить не только функции управляемого с Земли коммутатора каналов связи и информационных потоков, но и функции передачи различных видов информации, характерных для широкополосных систем связи.

3. На спутнике предполагалось установить несколько крупногабаритных (до 30 м в диаметре) многолучевых антенных систем отечественной разработки, использование которых решало весьма острую для космических систем связи проблему переполнения частотных диапазонов, а также позволяло создавать региональные зоны связи и телекоммуникаций.

4. В процессе дальнейшего развития бортового оборудования космических модулей предполагалось создание широкополосных каналов межспутниковой связи в миллиметровом и оптическом диапазоне. Такое решение открывает возможности создания принципиально новой структуры системы космической связи, которая может охватывать как отдельные географические регионы, так и глобальную зону нашей планеты в пределах между 80° северной широты и 80° южной широты. Это решение может быть реализовано только на базе использования тяжелых спутников.

По экспертным оценкам, в развитии своей системы связи современная Россия отстает от развитых капиталистических стран на 10—15 лет. Однако приведенное выше краткое описание проекта создания глобальной интегрированной космической системы связи на базе тяжелых платформ показывает, что наша страна обладает колоссальным научно-техническим потенциалом. Его использование может радикальным образом изменить ситуацию не только в России, но и во всем мире. Ведь даже сегодня, через 10 лет после разработки указанного проекта, ни одна страна в мире, кроме России, не способна предложить ему сколько-нибудь серьезной альтернативы.

К сожалению, несмотря на положительные результаты государственной экспертизы данного проекта, он все еще не реализован, хотя до сих пор остается исключительно актуальным. Ведь его реализация означала бы мощный прорыв в будущее не только для России, но и для многих других стран мира. Интерес к этому проекту проявили такие зарубежные страны, как Франция, Австралия, Саудовская Аравия. Высокая экономическая эффективность и новые функциональные возможности космических информационно-телекоммуникационных систем предопределяют неизбежность их практической реализации в ближайшем будущем.

И это коренным образом изменит привычные формы и методы информационного общения людей на нашей планете, позволит создать качественно новые формы всей информационной инфраструктуры нашей цивилизации.

Региональные информационно-телекоммуникационные системы

Длительное время, практически до начала перехода к рыночной экономике, информационно-телекоммуникационные системы в России имели радиальную структуру, так как они отражали централизованный характер существовавшей в нашей стране экономики. Ведь для каждого промышленного предприятия, административной или финансовой организации в тот период времени гораздо важнее было иметь хорошую связь с областным или столичным центром, чем с другими организациями регионального уровня.

С переходом к рыночной экономике ситуация изменилась коренным образом. Децентрализация экономики привела к необходимости существенного усиления информационных связей на региональном уровне, для чего в стране создавались необходимые социально-экономические условия. Реакцией на них и явилось создание региональных информационно-телекоммуникационных систем (РИТКС).

В 1992—1993 гг. Институтом проблем информатики РАН был проведен системный анализ основных информационных потребностей страны в создании РИТКС, а также тех условий и особенностей регионов России, которые являются принципиально важными для выработки Концепции разработки и внедрения РИТКС и проведения государственной научно-технической политики в этой области. Результаты этого анализа показали следующее [75].

1. Основными потребителями информации в регионах России на современном уровне ее информатизации являются:

• организации федерального ведомственного подчинения (органы МВД, ФСБ, налоговой инспекции, таможни и т. п.);

• администрации областей, городов и районных центров;

• управления Центрального банка России в областных центрах, а также коммерческие банки;

• отдельные коммерческие организации.

Ведомственные организации, как правило, лучше других подготовлены к использованию РИТКС и готовы принять долевое участие в их создании или же абонировать соответствующие информационные услуги. Практически каждая из этих организаций испытывает сегодня острую потребность в надежной документальной связи со своим центральным органом в Москве. Однако их требования к оперативности и разнородности передаваемой по сети информации, как правило, достаточно скромны.

Органам административного управления областного, городского и районного уровней требуются более разнообразные информационные услуги. Это и передача файлов данных достаточно большого объема, и передача факсимильной информации, и доступ районных центров к областным базам данных правовой и финансовой информации, а также электронная почта. Поэтому информационные потребности именно этой группы абонентов в основном и определяют облик и функциональные характеристики создаваемых РИТКС.

Кроме того, в современных экономических условиях России только администрация региона (области или республики) способна решить (частично или полностью) проблему финансирования проектов по созданию РИТКС. Поэтому ее участие в таких проектах является важнейшим необходимым условием.

Третья группа абонентов — банки и финансовые компании — имеют хорошие финансовые возможности для создания РИТКС, а также достаточно высокие требования по оперативности, надежности и конфиденциальности передаваемой информации. Очень часто эти организации пытаются самостоятельно создавать свои корпоративные информационно-телекоммуникационные системы, закупая для этого соответствующую импортную технику.

Однако во многих случаях эти попытки заканчиваются весьма плачевно и оборачиваются для этих организаций значительными убытками. Причины этого заключаются в том, что зарубежные разработки ИТКС, как правило, требуют высококачественных и достаточно скоростных каналов связи, которых в России пока еще очень мало. Кроме того, уровень загрузки арендуемых каналов связи в собственной корпоративной сети оказывается весьма низким (порядка 20%), что делает эксплуатацию таких сетей убыточной. Поэтому в ряде областей России были предприняты попытки создания региональных банковских сетей на основе использования возможностей уже функционирующих в нашей стране телекоммуникационных систем «Роснет» и «Роспак».

Четвертая группа абонентов — коммерческие организации—нуждается, как правило, лишь в периодическом получении различного рода справочной информации по типу той, что циркулирует сегодня по сети Relcom.

Таким образом, потребности региональных абонентов в информационных услугах РИТКС можно сегодня сформулировать следующим образом:

• возможность передачи факсимильной информации как внутри региона, так и за его пределами;

• возможность избирательной или циркулярной связи между абонентами региона;

• доступ к региональным базам данных (по ограниченному перечню);

• передача данных в виде отдельных файлов как в центральные органы страны, так и из районных центров в областные;

• электронная почта;

• доступ к некоторым глобальным системам (например, ИНТЕРНЕТ) для получения информации по ограниченному перечню;

• конфиденциальность передачи некоторых видов информации.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше информационные потребности региональных абонентов России сегодня достаточно скромны и не выходят за рамки стандартного набора информационных услуг, которые сравнительно легко реализуются в уже разработанных отечественных и зарубежных ИТКС.

2. Создание РИТКС должно учитывать фактическое состояние развития сети связи в регионах России, которое существенным образом отстает от процессов развития сети связи в развитых странах. Так, например, телефонная сеть общего пользования в регионах России использует сегодня аналоговые каналы связи низкого качества и устаревшее коммутационное оборудование. Хотя практически во всех областных центрах страны имеется также и оборудование для цифровой передачи данных, однако используется оно еще в ограниченных объемах. Только в самые последние годы в России начался переход на цифровые каналы связи, который требует больших капитальных вложений и поэтому осуществляется недостаточными темпами.

Наиболее развитой в областях является телеграфная сеть связи, которая используется не только внутри районов, но и для информационного взаимодействия районных центров с областными. Это обстоятельство также необходимо учитывать, если подходить к созданию РИТКС с реалистических позиций.

В отдельных регионах России ведутся работы по созданию городских волоконно-оптических сетей связи (Псков, Новгород, Воронеж, Нижний Новгород). Эти системы, как правило, создаются на коммерческой основе и ориентированы, в основном, на развитие кабельного телевидения и цифровой телефонии.

3. Существующие в России ведомственные системы передачи данных, как правило, имеют свои оконечные пункты в областных центрах. Поэтому вся предоставляемая по этим системам информация доходит лишь до областных абонентов и в районные центры практически не поступает. Кроме того, ведомственные системы построены на различных оригинальных технических решениях и в большинстве случаев информационно между собой не совместимы.

4. Важной организационной проблемой является обеспечение эксплуатации РИТКС, которая может оказаться экономически выгодной лишь при условии достаточно высокой загрузки каналов связи, особенно на транспортном уровне передачи информации между отдельными центрами системы. Именно это и определяет стоимость информационных услуг РИТКС и сроки ее окупаемости.

На основе приведенных выше результатов системного анализа условий и особенностей создания РИТКС в России Институтом проблем информатики РАН была разработана концепция и системный проект разработки и внедрения РИТКС, которые учитывали как основные тенденции развития сетевых телекоммуникационных технологий в мировой и современной практике, так и реальное состояние и перспективы развития сети связи в Российской Федерации.

На основе этих документов были разработаны типовые проектные решения по созданию РИТКС, которые были успешно внедрены и практически испытаны в ряде регионов России. Так, например, на базе этих решений в 1993—1995 гг. была создана РИТКС Псковской области, которая включила в себя:

• базовую коммуникационную сеть на основе технологии Х.25;

• четыре центра коммутации пакетов (ЦКП);

• пакетные адаптеры данных (ПАД), через которые и осуществляется доступ абонентов к сети;

• пункт управления сетью (ПУС).

РИТКС охватывает 24 административных центра Псковской области, имеет шлюзы сопряжения с телеграфной сетью АТ-50 и сетью передачи данных РОСПАК и предоставляет своим пользователям следующие информационные услуги:

• передача файлов данных в диалоговом и фоновом режимах;

• электронная почта;

• удаленный доступ к базам данных и другим информационным ресурсам;

• информационное взаимодействие с федеральными сетями РОСПАК и Relcom через шлюзы;

• защиту информации (путем использования средств разграничения доступа, криптографических средств и средств защиты баз данных в абонентских пунктах).

При этом пользователям предлагаются три типа унифицированных абонентских пункта, обладающих различными функциональными возможностями.

Опыт эксплуатации РИТКС Псковской области подтвердил правильность принятых проектных решений при ее создании и показал следующее.

1. Работы по созданию РИТКС областного масштаба при нормальном уровне их финансирования могут быть выполнены в течение периода времени, не превышающего одного года.

2. Срок окупаемости РИТКС при условии подключения к ней 100—150 абонентов составляет 1,5—2 года.

3. Около 90% обращений региональных абонентов к РИТКС связано с использованием услуг электронной почты.

4. Для обеспечения эксплуатации РИТКС наиболее целесообразным вариантом является создание специального акционерного общества с обязательным участием в нем в качестве учредителя органов администрации области.

5. РИТКС должна создаваться как открытая система с возможностью развития ее функциональных возможностей и, в первую очередь, — увеличения пропускной способности транспортной сети передачи данных.

6. Создание и внедрение РИТКС позволяет отказаться от многих других ведомственных и корпоративных сетей и является экономически выгодным. Однако оно требует и развития соответствующей информационной культуры пользователей.

Опыт системного подхода в создании региональной информационно-телекоммуникационной системы Псковской области послужил хорошей основой для создания аналогичных систем в других регионах России.

ИТКС в системе информационной поддержки развития науки и образования России

Перспективным направлением информатизации сферы образования является использование современных средств телекоммуникации и сетевых информационных технологий. Применение этих средств открывает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса в высших учебных заведениях, в общеобразовательных и специальных школах и особенно — в системе заочного обучения.

Использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности:

• удаленный доступ к банкам данных и знаний по научной и учебной информации, которая необходима для углубленного изучения предметов в высшей и средней школе, а также в системе заочного обучения и самообразования;

• оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, научно-

методическими центрами, отдельными преподавателями и студентами высшей и средней школы;

• проведение телеконференций, семинаров, лекционных занятий и открытых уроков, в которых могут одновременно принимать участие преподаватели, студенты или школьники из различных регионов страны, а также из нескольких стран мирового сообщества;

• организация научно-методической работы «распределенных» творческих коллективов ученых, преподавателей и студентов различных учебных заведений над проблемами, по которым у них имеются общие интересы.

Рассмотрим теперь, как используются эти возможности в системе образования России и какие здесь имеются перспективы на ближайшие годы.

Удаленный доступ по телекоммуникационным сетям к национальным и зарубежным банкам данных научно-технической и учебной информации сегодня более широко используется в высших учебных заведениях России, чем в общеобразовательных школах. При этом, как правило, используется режим электронной почты, предоставляемый пользователям такими телекоммуникационными сетями, как ИНТЕРНЕТ, Relcom и некоторыми другими. Однако в последние годы в России появляются новые возможности для телекоммуникационного обмена информацией в интересах системы образования. Здесь необходимо отметить два основных направления развития.

1. Создание глобальной национальной сети компьютерных телекоммуникаций для системы образования в России.

2. Создание интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем областного, городского и регионального масштаба, предназначенных, в основном, для обеспечения обмена информацией между абонентами данного конкретного региона.

В 1995 году в России была сформирована и принята к реализации «Межведомственная программа создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и образования на 1995—1998 годы». Участниками этой программы являлись научно-исследовательские организации Российской академии наук, Министерство науки и технической политики России, университеты и другие высшие учебные заведения России, крупные библиотеки и информационные центры.

Активную роль в формировании и реализации этой программы сыграл Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) —государственная организация, которая на конкурсной основе распределяет бюджетные средства финансирования научных проектов, выполняемых отдельными учеными или небольшими творческими коллективами,

Предполагалось, что в результате реализации данной программы уже в течение двух-трех лет в России будут достигнуты качественные изменения в области развития компьютерных телекоммуникаций, используемых в интересах фундаментальной науки и образования. В частности, предусматривалось создание в Москве узла Европейской транспортной телекоммуникационной сети и организация наземного канала передачи данных Москва—Париж с пропускной способностью до 2 Мб/сек.

Была также создана скоростная линия передачи данных Москва — Санкт-Петербург, которая позволяет оптимизировать распределение российского и международного графика между телекоммуникационными сетями Москвы и Петербурга.

В рамках этой программы началось и целенаправленное формирование региональных телекоммуникационных сетей, предназначенных для обеспечения потребностей науки и образования.

Крупный раздел этой программы ориентирован на создание и развитие в различных регионах России компьютерных банков данных информации, необходимой для научных и учебных организаций. Доступ к этой информации будет осуществляться через национальную и региональные системы телекоммуникаций.

Финансировалась данная программа в основном из средств федерального бюджета России. Однако эти средства в полном объеме не были выделены по известным причинам, обусловленным очередным финансовым кризисом. Тем не менее, многие задания этой межведомственной программы все же удалось реализовать и это является еще одним важным шагом на пути создания в России современного научно-образовательного пространства.

В результате выполнения данной программы в ряде регионов России созданы телекоммуникационные сети для организаций науки и высшей школы. Так, например, в рамках этой программы уже создана Московская опорная сеть, объединяющая целый ряд научных и учебных центров. Это, безусловно, облегчает решение проблемы интеграции образования и фундаментальной науки.