1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
Термин «античность» происходит от латинского слова antigus– древний. Этим термином называют особый период развития Древней Греции и Рима, тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Временные рамки его определяются временем существования античных государств – сXI-IXвв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции и доVв. н.э. – гибели Римской империи под ударами варваров. Гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру колыбелью европейской цивилизации. Об этом свидетельствуют раскопки, проведённые на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова выдающимися археологамиXIXиXXвв. – Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом.
Центром античной культуры был остров Крит, а позднее греческий город Микены. Этот период античной культуры называют крито-микенским, время существования его – почти тысяча лет.
В искусстве Крита, особенно в живописи, архитектуре, в росписях керамики отмечена асимметричность.
В 1899 г. английский археолог Артур Эванс открыл громадный дворец. С востока дворец был ограничен глубоким оврагом, с юга – рекой, с севера – морем. Помещения дворца располагались вокруг внутреннего двора, соединялись запутанными ходами, лестницами и коридорами. Дворец напоминает лабиринт древнегреческого мира, в котором обитал полубык – получеловек Минотавр. Размеры внутренних дворов были одинаковы 28х52 м. Это подтверждает жесткую подчинённость двора некой ритуальной системе.
Главным украшением Кносского дворца была живопись.
В настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, праздники, состязания с быками. Имеются сцены таврокапсии (ритуальные бои с быками), эпифании (сцены внезапного появления богини). Женщины – критянки на изображениях грациозны, походка их легка. Мужчины – стройные, быстрые, подвижные.
В крито-микенской культуре было заметно развито ювелирное искусство: ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной паствы.
К середине IIтыс. до н.э. в искусстве Крита произошли большие перемены. В произведениях мастеров ощущается жёсткость, стилизация, сухость. Утверждается, что к этому привело внедрение на Крит микенцев, пришедших на территорию Греции около 2000 г. до н.э.
Критская цивилизация погибла в XVв. до н.э.
Искусство Микен более суровое и простое. Города – крепости строились на высоких холмах, укреплялись стенами. Отсюда появилось название «акрополь» - верхний город. Стены Микен имеют длину 900 м., толщину от 6 до 10 метров. Основу микенского двора составляло длинное прямоугольное здание.
В изображении женщин обнаружены серьёзность, неподвижность фигуры, подобно колоннам.
Одно из главных видов художественного творчества Микен – расписные вазы. Рисунок на них строгий, цветы схематичные, без очерченных форм. Микетская цивилизация в IIв. до н.э. разрушена дорийцами – новыми греческими племенами.XI-IXвека до н.э. получили название Гомеровского периода, в период которого заложено основание материальной культуры Греции.
При изучении культуры Древней Греции и Рима необходимо обратить внимание на доминанты античной культуры.
Главным, стержневым в античной культуре считаются: религия, мифология, античное рабовладение, наука, художественная культура.
Колыбелью европейской культуры считается античная Древняя Греция. Именно здесь были заложены, те материальные, эстетические, духовные ценности, которые далее были развиты европейскими народами.
История Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или критомикенский (III-IIтыс. до н.э.), гомеровский (XI-IXвв. до н.э.), архаический (V-VIвв. до н.э.), классический (V-IVвв. до н.э.), эллинистический (вторая половинаIV- серединаIвв. до н.э.). Классический период является наиболее позитивным и результативным в развитии культуры Древней Греции.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху. Она знаменует конец понимания природы, как грозной силы, олицетворяющей космос.
Героями древнегреческих мифов были боги высшего ранга, возглавляемые Зевсом, восседающем на Олимпе.
Гера – жена Зевса, покровительница брака.
Афина – дочь Зевса, воительница, покровительница мудрости и ремёсел.
Посейдон – брат Зевса, бог морей.
Арес – бог войны.
Деметра – богиня земли и плодородия.
Гея – богиня земли.
Афродита – богиня любви.
Аполлон – бог солнечного света, покровитель искусств, наук.
Артемида – сестра Аполлона – богиня охоты.
Гефест – бог кузнечного ремесла
Гермес – покровитель торговли и путников.
Дионис – покровитель растительности, виноградарства и виноделия.
Боги низшего ранга имели полубожественный статус и были смертны. Например, Геракл как сын Зевса и земной женщины Алкмены. Властелином царства мёртвых был Аид.
Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах как сильных, бессместрных и вечно молодых людях.
Делом государственной важности у древних греков было совершенствование обрядовых культов: возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, пение торжественных гимнов и молитв, религиозных плясок.
Говоря о доминантах греческой культуры отметим мифологию. Наиболее характерными являются земледельческие мифы, олицетворяющие посев, прорастание зерна, обряды земледельцев. Интересны мифы о борьбе между богами, о происхождении людей, о появлении богов-титанов, героев от брака богов с людьми (Геракл – совершил 12 подвигов; Прометей – принёс людям огонь, разум, знания; Афина – ввела оливковое дерево; Деметра – ввела хлебные злаки; Дионис – ввёл виноградарство, виноделие; Гермес – изобрёл меры и весы, числа и письма; Аполлон – обучал людей поэзии, музыке)
Полулегендарным является образ Гомера – автора «Илиады» и «Одиссеи».
В греческой культуре понимание сущности, назначения, места рабства позволяют больше понять идеологию, мировосприятие, философию античного общества. Отношение рабов и рабовладельцев составляли основу всех других, в том числе и экономических отношений. Античные философы – Аристотель, Платон, ритор Либания (VIв. н.э.).
Наличие рабства представляли естественным явлением, поскольку в мире, утверждали они, одно подчинено другому.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры