23. Византийская миниатюра. Основные принципы оформления книги.
Книги играли огромную роль в жизни византийского общества. В Константинополе книжные лавки располагались в самом центре города — в Царском портике. Первые византийские сочинения, как и в античные времена, писались и переписывались на свитках. Но уже в IV в. вместо свитков в Византии широко распространилиськодексы, представлявшие собой книги в современном понимании: они состояли из отдельных сброшюрованных листов.Как и в древнюю пору, рукопись иллюстрировали. Но в отличие от античной иллюстрации, которая помещалась на полях свитка или прямо в тексте, иллюстрации кодексов располагались наверху или внизу страницы, а иногда занимали лист ее целиком.Само прямоугольное пространство страницы создавало у художников стремление выделить такое же ограниченное, замкнутое прямоугольное пространство для иллюстрации. Иллюстрация превратилась в маленькую картину. Нередко ее обрамлял красочный бордюр, как, например, в Евангелии Рабулы (VI в., хранится во флорентийской библиотеке Лауренциана).Несмотря на соблюдение общевизантийских канонов миниатюрист чувствовал себя свободнее, чем иконописец или художник, расписывающий церковь. Он гораздо чаще обращался к традициям античной живописи. Это особенно заметно в миниатюрах так называемой Парижской псалтири (X в., хранится в Национальной библиотеке в Париже). Здесь фигуры объемны, их движения свободнее и менее знаковы, пейзажные фоны выглядят гораздо более конкретными, чем на современных им иконах и фресках. Постепенно краски в миниатюре станут ярче и плотнее, сама она — более пестрой, увеличится количество декоративных деталей: орнаментальных вставок, причудливо украшенных заглавных букв. В то же время связь между персонажами иллюстраций разрушится. Они всё чаще будут изображаться обращенными к зрителю. Можно сказать, что со временем миниатюра всё более походила на икону.Византийская миниатюра оказала большое влияние на оформление книг практически во всем христианском мире.В Армении книга рассматривалась и как врата, ведущие к Богу, и как спасающая реликвия. Книгой исцеляли больных, ее брали с собой на битву с врагом, о гибели и повреждении книги летописцы сообщали, как о большом горе.Такое отношение способствовало высокому уровню развития искусства каллиграфии и книжной миниатюры. Иллюстрации Х—ХII вв. монументальны, фигуры предстоят перед зрителем, художник помещает их в архитектурное обрамление, которое имеет ярко выраженные восточные черты (Эчмиадзинское Евангелие Х в.).Позднее, в ХII—ХIV вв., миниатюры приобретают большую иллюстративность, повествовательность и красочность. Нередко они похожи на драгоценные ювелирные изделия (Чашоц, Киликия, XIII в.).
Иллюстрации раннехрист. Б. отличались исключительной обстоятельностью в передаче подробностей текста и сопровождали огромное число эпизодов. В кодексах, к-рые постепенно вытеснили из употребления свитки, первоначально сохранялся фризовый принцип расположения иллюстраций. Миниатюры, украшающие эти рукописи, точно следуют за текстом, отличаются драматизмом и подробностью, динамичным характером действия, обилием античных олицетворений. Сцены располагаются на узкой полоске позема или прямо на фоне, архитектурными кулисами обычно служат портики и полукруглые колоннады-экседры; персонажи, как правило, в рим. одеждах, совр. созданию иллюстрации.
Появляется и др. тип миниатюры, занимающей целый лист и тяготеющей к форме картины, обрамленной рамкой, к-рые свидетельствуют о том, что к кон. VI в. сложились определенные типологические особенности в оформлении книг НЗ, получившие дальнейшее развитие в визант. искусстве. Для них характерно наличие образов евангелистов, изображений важнейших евангельских событий, соответствующих годовому кругу праздников; сравнительные таблицы параллельных текстов из Евангелий (канонов) стали украшаться декоративной рамой в виде триумфальной арки. Помимо иллюстраций и орнаментального декора, украшение рукописи составляет сам материал книги; по этому принципу в особую группу выделяются рукописи, выполненные на окрашенном пурпуром пергамене.
Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для мн. монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христ. традиции прообразовательное значение (напр., история Ионы - прообраз Воскресения, переход через Красное м.- Крещения, Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В визант. искусстве неизвестны Б. c полным циклом иллюстраций ВЗ и НЗ; как правило, проиллюстрирована только ветхозаветная часть.
- 1. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства.
- 2. Периодизация истории византийского искусства. Характеристика основных периодов. Религиозные и эстетические принципы византийского искусства.
- 3. Происхождение византийской архитектуры. Основные типы культовых и гражданских построек (IV-V вв.).
- 2. Византийская городская застройка.
- 5. Христианский храм: назначение, структура, символика.
- 6. Дионисий Ареопагит «о небесной иерархии». Основные идеи.
- 8. Памятники архитектуры Равенны.
- 9. Постройки времени Юстиниана. Софийский собор в Константинополе: тип, конструктивное решение, образ.
- 10. Мозаики Равенны. Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Базилика священномученика Аполлинария Нового
- Церковь Святого Духа и Крещальня арианцев
- Кафедральный собор и Крещальня (Баптистерий) православных
- Церковь святого мученика Виталия
- Базилика священномученика Аполлинария в Классах
- 11. Ранневизантийские иконы.
- 12. Искусство иконоборческого периода. Смысл иконоборческой позиции и ее воздействие на искусство.
- 13. Крестовокупольный тип храма, его конструктивные, композиционные и образные особенности.
- 14. Архитектура IX-XII вв. Строительство в Константинополе.
- 15. Архитектура IX-XII вв. Строительство в провинциях.
- 16. Монументальная живопись IX-XII вв. Основные памятники. Общая характеристика системы росписи и стилистики.
- 17. Мозаики Сицилии и Венеции.
- 18. Иконопись IX-XII вв.
- Македонское Возрождение (867 - 1057 гг.)
- Эпоха Комнинов (1057 - 1204 г.)
- 19. Архитектура XIII-XV вв.
- 20. Мозаики Кахриэ Джами и другие памятники монументальной живописи XIV-XV вв.
- 21.Фрески Кахриэ Джами. Особенности иконографии и стилистики.
- 22. Иконопись палеологовского периода.
- 23. Византийская миниатюра. Основные принципы оформления книги.
- II. Евангельские сюжеты 1. Искушение Христа в пустыне.
- 6. Притча о сеятеле.
- 7. Притча о потерянной овце.
- 8. Притча о блудном сыне.
- 9. Притча о богаче и Лазаре.
- 10. Крещение.
- 14. Благовещение.
- 15. Вознесение.