Взаимодополнительные цвета
Термин «взаимодополнительные цвета» весьма популярен в искусствоведческой литературе. Как правило, всегда отмечается их исключительная роль в образовании цветовой гармонии. Часто можно встретить упоминания о колорите, построенном на взаимодополнительных цветах. Присутствие взаимодополнительных цветов находят в произведениях живописи начиная чуть ли не с античности, не обращая внимания на то или просто не зная о том, что само явление дополнительности цветов было открыто сравнительно недавно.
Конечно, взаимодополнительные цвета могли появляться в картинах любого исторического периода случайно или как следствие практического опыта художника.
Бытует весьма приблизительное представление о взаимодополнительных цветах. Обычно ими называют три пары: красный — зеленый, синий — оранжевый и желтый — фиолетовый, не принимая во внимание, что каждое из этих родовых названий включает в себя большой диапазон цветовых тонов и не всякие красный и зеленый будут взаимодополнительными.
В естественнонаучном цветоведении взаимодополнительность цветов определяется как способность одного какого-либо цвета дополнять другой до получения ахроматического тона, то есть белого или серого, в результате оптического смешения. Вычислено, что взаимодополнительной будет каждая пара цветов, длины волн которой относятся между собой как 1:1,25. С помощью этого отношения физик в лабораторных условиях сравнительно легко определяет взаимодополнительные цвета. Однако определить при этом, насколько полученный цвет является ахроматическим, способен лишь человеческий глаз, и получение эффекта взаимодополнительности цветов лабораторным путем до некоторой степени будет также приблизительным, если результат не контролируется визуально.
Однако резонно поставить вопрос. Что, собственно, из того следует, если взаимодополнительные цвета в оптической смеси дают ахроматический тон? Какое значение это имеет для художественной практики? Дело в том, что, будучи сопоставленными, они, как принято считать, представляют наиболее гармонические сочетания и взаимно повышают насыщенность и светлоту друг друга, не изменяя цветового тона. Однако нужно иметь в виду, что взаимодополнительные цвета не всегда усиливают и повышают выразительность друг друга, а лишь при определенных условиях наблюдения. Это знали художники, создававшие теорию разделенного мазка. Поль Синьяк писал: «Дополнительные цвета, благоприятствующие друг другу и возбуждаемые, если не противопоставлять, враждебны и взаимно уничтожаются, если их смешивать, хотя бы оптически».
- Введение
- Свет и цвет
- Освещенность реального объекта и свет в изображении
- Источники света
- Сила света
- Светотень
- Падающая тень
- Светотень и композиция пространства
- Освещенность и яркость
- Отражение света поверхностью
- Ахроматические цвета
- Яркость и светлота
- Белизна
- Постоянство белизны
- Свет и форма предмета
- Светотень и перспектива
- Спектральные цвета
- Основные характеристики цвета
- Светлота, или тон
- Цветовой тон
- Насыщенность
- Насыщенность и чистота цвета
- Цвет поверхности
- Систематика цветов
- Проблема измерения цвета
- Природа цветового зрения
- Чувствительность глаза
- Смешение цветов
- Взаимодополнительные цвета
- Поверхностно-пространственные качества цвета
- Контраст
- Одновременный световой контраст
- Одновременный цветовой контраст
- Контраст по насыщенности
- Пограничный контраст
- Последовательный контраст
- Несобственные качества цвета
- «Теплые» и «холодные» цвета
- Эстетика изолированного цвета
- Чистота цвета как функция красоты
- Цветовое предпочтение
- Символика цвета
- Цветовая гармония
- Нормативные теории цветовой гармонии
- Форма и величина цветовых пятен
- Психофизиологическая теория цветовой гармонии
- Гармония взаимодополнительных цветов
- Содержательность цветовой гармонии
- Классификация цветовых гармоний
- Цветовая композиция
- О понятии «живописность»
- Колорит
- Основные признаки колоризма
- Классификация типов цветового строя
- Тональные отношения
- Живописность — колоризм — декоративность
- Деградация тона, оттенок, нюанс
- Полутон
- Локальный и предметный цвет
- Цвет и краска
- Краска и ее свойства
- Смешение красок
- Палитра
- Смешение путем наложения
- Аддитивное смешение и раздельный мазок
- Фактура красочного слоя
- Заключение