6. Выдающиеся представители кинематографических профессий
6.1. Киносценаристы: Юрий Арабов (фильмы Александра Сокурова: «Телец»; «Солнце» и др.); Валентин Ежов (фильмы: «Баллада о солдате», «Тридцать три», «Крылья», «Белое солнце пустыни», «Сибириада» и др.), Эдуард Володарский (фильмы Александра Сокурова: «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах»; «Свой среди чужих, чужой среди своих» и др.), Габриадзе Реваз (фильмы Георгия Данелия: «Мимино» (в соавторстве с Викторией Токаревой), «Кин-дза-дза»); Тонино Гуэрра (фильмы Федерико Феллини: «Амаркорд»; «И корабль плывет»; фильмы Микеланджело Антониони: «Ночь», «Блоу-ап» и др.; фильм Андрея Тарковского «Ностальгия»); Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем»; «Адаптация»; «Вечное сияние чистого разума»);
6.2. Кинооператоры: Эдуард Тиссэ (фильмы Сергея Эйзенштейна); Андрей Москвин (эпизод «Пир опричников» из х/ф «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна; «Овод»; «Дон Кихот»; «Дама с собачкой»). Сергей Урусевский (фильм М. Калатозова «Летят журавли»); Павел Лебешев (фильмы Никиты Михалкова: «Раба любви», «Пять вечеров», «Родня», «Сибирский цирюльник»); Вадим Юсов (фильмы Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублев»); Леонид Калашников (фильмы: «Анна Каренина», «Агония», «Сто дней после детства», «Тема», «Степь», «Васса» и др.); Георгий Рерберг (фильмы: «Дворянское гнездо», «Зеркало» и др.); Анатолий Петрицкий («Война и мир» и др.).
6.3. В монтажном периоде (иногда его называют монтажно-тонировочным периодом) из отдельных кадров и реплик создается готовый фильм. Могучим средством для выражения концепции фильма является музыкальное решение. Иногда музыка создается специально для этого фильма кинокомпозитором, иногда используются готовые музыкальные произведения.
Кинокомпозиторы:
Российские: Дмитрий Шостакович («Броненосец «Потемкин»; «Юность Максима» и др.); Исаак Дунаевский (фильмы Г. Александрова: «Веселые ребята», «Весна»; «Дети капитана Гранта» и др.); Сергей Прокофьев («Александр Невский»; «Иван Грозный»); Исаак Шварц («Белое солнце пустыни», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья» и др.); Андрей Петров (фильмы Эльдара Рязанова); Вячеслав Овчинников (фильмы Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублёв»; фильмы Сергея Бондарчука: «Война и мир», «Степь» и др.); Эдуард Артемьев (фильмы Андрея Тарковского: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»; фильмы Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»).
Зарубежные: Франсис Лей («Мужчина и женщина»); Мишель Легран («Шербурские зонтики»); Энио Морриконе (фильмы Серджио Леоне); Нино Рота (фильмы Федерико Феллини, Фрэнсиса Копполы); Генри Манчини («Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера» и др.).
Библиографический список
Агеев, В. Семиотика театра, кино и телевидения. // Семиотика / Владимир Агеев. – Москва: Весь мир, 2002. – С. 123–137.
Арижон, Даниэль. Грамматика киноязыка. Энциклопедия постановщика = Arijon, Daniel. La grammaire du langage filme. Encyclopedie de la mise en scene [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.film.risunok.com.
Базен, А. Что такое кино? : сб. ст. / Андре Базен ; пер. с фр. – Москва : Искусство, 1972. – 383 с. – В Интернете: http://www.film.risunok.com;http://subscribe.ru/archive/rest.cinema.muzeikino.
Барнуэл, Джейн. Фундаментальные основы кинопроизводства: учеб. пособие / Джейн Барнуэл; пер. с англ. М. Еремеевой; науч. ред. А. М. Шемякин; РГГУ. – Москва: Тридэ Кукинг, 2010. – 208 с.
Гуэрра, Т. Тонино. Семь тетрадей жизи / Тонино Гуэрра; пер. с ит. Л. Гуэрра; сост. П. Волкова, Л. Гуэрра. – 2-е изд. испр. – Москва: АСТ: Зебра Е, 2007. – 464 с.: ил.
Долинин, Д. Киноизображение для «чайников» // Искусство кино. – 2002. – №5. – С. 94–116. – №6. – С. 100–113.
Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Зигфрид Кракауэр; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой; вступ. ст. Р. Н. Юренева. – Москва : Искусство, 1974. – 424 с. – В Интернете : http://www.film.risunok.com.
Левин, Е. С. Монтаж // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 274–276.
Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство, 2005. – С. 288–373.
Лоусон, Г. Д. Фильм – творческий процесс, или Язык и структура фильма / Говард Джон Лоусон; пер. с англ. И. Эпштейн – Москва: Искусство, 1965. – 468 с.
Медынский, С. Е. Компонуем кинокадр / С. Е. Медынский. – Москва : Искусство, 1992. – 239 с.
Медынский, С. Е. Оператор. Пространство. Кадр : учеб. пособие / С. Е. Медынский. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 111 с.
Мечковская, Н. Б. Семиотика художественного изображения : скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино // Семиотика : Язык. Природа. Культура : курс лекций : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва : Академия, 2004. – С. 340–365.
Петровская, Е. От абстрактного к запретному : киносемиотика в России // Авто-био-графия. К вопросу о методе : тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – Москва : Логос, 2001. – №1. – С. 413–427.
Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы: учебник / под ред. В. И. Сидоренко, П. К. Огурчикова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 711 с.
Разлогов, К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. – Москва : Искусство, 1982. – 158 с.
Руднев, В. Кино // Энцикл. слов. культуры XX века : ключевые понятия и тексты / Вадим Руднев. – Москва : Аграф, 2003. – С. 178–183.
Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана : сб. ст. / сост. К. Э. Разлогов; ред. Н. Осколков. – Москва : Радуга, 1984. – 277 с.
Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре [Электронный ресурс] / Андрей Тарковский. – Режим доступа: http //www.kinocenter.ru/library.html.
Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.
Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. – 2-е изд. – Москва: Академический Проект, 2002. – 512 с.
Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. – Москва : Эйзенштейн-центр, 2005. В Интернете : http //www.kinocenter.ru/library.html.
Ямпольский, М. Б. Память Тиресия : интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. – Москва : РИК Культура, 1993. – 456 с. В Интернете : Дневник кино : авторский сайт Алексея Дубинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Дневник кино : авторский сайт Алексея Дубинского : http //www.dnevkino.ru/library.html.
Ямпольский, М. Б. Семиотика кино // Кино : энциклопедический слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 384–385.
Видеопрактика
Фрагменты из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004): Дзига Вертов; Исаак Дунаевский.
Фрагмент из д/ф «На одном дыхании» (фильм посвящен съемкам х/ф «Русский ковчег» (2002) / Александр Сокуров (Телеканал «Культура», 2004).
Отрывок из передачи цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2005) : С. Урусевский: оператор легендарного фильма М. Калатозова «Летят журавли» (1957).
Отрывок из передачи цикла «Кино, которое было…» (Телеканал «Культура», 2006): «Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса…»
Отрывок из передачи «Магия кино» (Телеканал «Культура», 2007): 110 лет со дня рождения Э. К. Тиссэ.
Фрагмент из д/ф «Тонино Гуэрра. Лики любви» (Россия: СКИП-ФИЛЬМ, 1995 / П. Джорджевич).
Фрагменты из х/ф: «Любовное настроение» (2000) / Вонг Кар-Вай; «За пригоршню долларов» (1964) / Серджио Леоне.
Фрагмент телеверсии концерта «Мишель Легран в Брюсселе» (Телеканал «Культура», 2007).
- История кино
- Тематический план курса «История кино»
- Тематический план курса «История кино»
- Содержание курса
- Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- Принятые сокращения
- Конспект лекций Введение. Основы киноискусства
- 3.6. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.
- Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса
- 1.1. Особенности языка киноискусства
- 8.1. Два вида монтажа:
- 2.2. Организационная структура кинопроцесса
- 1. Киноиндустрия
- 4. Кинопроизводство
- 4.1. Создание фильма
- 4.2. Современное кинопроизводство
- 4.3. Сценарий
- 4.4. Подготовительный период.
- 4.5. Съёмочный период.
- 4.6. Монтажно-тонировочный период
- 4.7. Запись музыки и перезапись
- 4.8. Продвижение фильма на рынке
- 5. Современные термины
- 5.3. Пост-продакшн
- 6. Выдающиеся представители кинематографических профессий
- Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства
- 1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
- 6. Соединение игровой и анимационной техник.
- Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка Раздел 1. Первые шаги европейского кино
- 1. Дитя научно-технического прогресса
- Раздел 2. Кинематограф сша: 1895–1919 гг.
- 4. Организационная структура американского кинематографа
- 5. Голливуд: начало великой истории
- 6. Система «звезд»
- Раздел 3. Начало кинематографа в России
- Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино
- Раздел 2. Экспериментаторство в Европе
- Раздел 3. Американское кино 20-х годов
- 1. Крупнейшие режиссеры:
- 2. Великие комики мирового кино:
- 3. Первый звуковой фильм – «Певец джаза» (1927).
- Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда
- 7. Режиссеры:
- Раздел 2. Европейское кино
- 1. У французской афиши: поэзия и реализм
- 2. Кинематограф Великобритании
- 3. Сказки и утопии немецкого кино
- Раздел 3. Веселые дни советского кино
- 2. Историко-революционные фильмы:
- 3. Музыкальная комедия (лирическая комедия с музыкой)
- 4. Выдающиеся актеры
- Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции
- 1. 20 Сентября 1946 г. – открытие первого кинофестиваля в Каннах.
- 2. Италия
- 3 .Франция
- 4. Швеция
- Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран
- 1946 Г. – год наибольшего кассового успеха за всю историю Голливуда.
- 4. Режиссеры:
- Раздел 3. Ссср: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино
- Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт
- 2. «Новая волна» (1958–1968)
- 2.1. Режиссеры:
- 2.2. Актеры
- 3. Ссср: кино оттепели
- 3.1. Режиссеры
- 4. Кино стран Центральной, Восточной Европы и Балканского полуострова.
- 4.1. Режиссеры
- Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы
- 3. Режиссеры:
- Тема 7. 1990-е: Возможно все
- 2. Режиссеры
- Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века
- 2. Режиссеры:
- Библиографический список Справочная литература
- Основная литература
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Приложения
- 2. Документальные фильмы
- Список 100 лучших фильмов
- Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг
- Лучшие мюзиклы
- Лучшие романтические комедии
- Российские фильмы в Премии Академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards) «Оскар» (сша)
- Лучшие российские фильмы 1908–1957 гг.
- Лучшие русские фильмы 1958-2000
- Кино в Интернете
- Журналы о кино. Кино в журналах
- Выдающиеся историки и теоретики кино