logo search
lazik_15-32

«Приговоренный к смерти бежал» Брессон

Сюжет фильма основан на рассказе Андре Девиньи и дополнен личными воспоминаниями режиссера о своем пребывании в фашистском плену. Борец Сопротивления планирует побег из нацистской тюрьмы, и буквально накануне казни узнику удается осуществить свой план. Фильм был удостоен главного приза за режиссуру Каннского фестиваля 1957 года.  Эта картина—квинтэссенция брессоновского стиля. «Приговоренный…» непосредственно затрагивает тему фашизма как машины власти, бесчеловечной, безликой и даже бесплотной. Но, как всегда у Брессона, палачи и жертвы намертво повязаны—вплоть до полной неразличимости—узами рока. Тюремные инквизиторы—такие же исполнители неведомой чужой воли (вспомним Элен), как и те, кого они расстреливают. Потому—никаких суждений «за» или «против». Фильмов о войне снято сотни. Большинство из них исходит из того, что объективно рассказать о войне невозможно. «Приговоренный…» этой максимой не измеряется. Изображая нацистскую тюрьму, Брессон избегает напрашивающейся субъективности в выборе между войной и миром, добром и злом, в противопоставлении преступления и наказания, свободы и несвободы, справедливости и несправедливости, правых и виноватых. Брессон исходит из того, что наша (художника и зрителя) субъективность—иллюзия не меньшая, чем возможность объективного отражения войны и реальности в целом. Эти иллюзии только лишь подтверждают искомую неполноту нашего видения, которое не соединяет с миром, а, наоборот—отлучает, отчуждает от него. Субъективность в словаре Брессона—это практически синоним индивидуализма, который, по мысли Жака Маритена, возник и прочно утвердился в эпоху Возрождения. И уже в другой — фашистской — форме аукнулся в двадцатом веке. 

Билет № 23