3.2.Информационная инфраструктура общества
Понятие и основные компоненты информационной
инфраструктуры общества
Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Результатами этого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе, развитие науки, культуры и образования.
Однако процесс информатизации общества развивается во многих странах, в том числе и в России, крайне неравномерно. Передовыми здесь являются центральные области. В то же время удаленные от них периферийные регионы существенным образом отстают в информатизации, что влечет за собой усиление диспропорций между центром и регионами и в других направлениях научно-технического и социально-экономического развития со всеми проистекающими из этого последствиями.
Магистральным направлением решения этой проблемы является формирование единого информационного пространства России, основными компонентами которого являются:
• информационные ресурсы страны, которые содержат подготовленную для социального использования информацию;
•информационная инфраструктура общества, обеспечивающая возможность использования этих ресурсов и дальнейшее развитие информационного пространства.
Под информационной инфраструктурой общества в дальнейшем понимается совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.
Основными компонентами информационной инфраструктуры общества являются:
в организационные структуры общества (государственные, региональные, ведомственные), которые обеспечивают формирование и реализацию политики в сфере информатизации, развитие средств информационной техники и информационных технологий, создание и развитие информационно-телекоммуникационных систем;
• федеральные, региональные и ведомственные, акционерные и другие информационные центры, обеспечивающие генерацию, хранение и распространение информационных ресурсов'
• средства информатики и информационные технологии, обеспечивающие доступ органов управления, предприятий и организаций, а также отдельных граждан к информационным ресурсам.
Центры-генераторы информационных
ресурсов современного общества
Развитие процесса информатизации общества привело к формированию нового понятия — центра-генератора информационных ресурсов. В качестве таких центров в современном обществе выступают:
• когнитивные структуры общества — научные и образовательные организации, аналитические центры и другие структуры, в которых собственно и формируются новые знания;
• органы государственного, регионального и муниципального управления, формирующие различного рода правовые и управленческие документы;
• органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки экономико-статистической информации;
• информационные центры различных министерств и ведомств, формирующих и распространяющих информационные ресурсы соответствующего профиля, а также межведомственные информационные центры и системы;
• предприятия промышленности, сферы обслуживания, культуры;
• средства массовой информации (редакции журналов, газет, рекламных объявлений, а также телевизионных и радиопрограмм).
Многие из перечисленных выше центров-генераторов информационных ресурсов выполняют также и функции их хранения и распространения в обществе. В качестве конкретных примеров таких систем в России могут являться [55]:
•государственная система научно-технической информации;
• государственная система статистики;
• государственная библиотечная сеть;
• государственный архивный фонд;
• государственный картографический фонд;
• единая информационная система природопользования;
• система гидрометеоинформации.
Федеральное значение имеют также следующие информационные системы:
• система правовой информации;
• система Пенсионного фонда и социального обеспечения;
• система информации по трудоустройству;
•система информации по здравоохранению.
Необходимо отметить, что значительная часть информационных ресурсов России сегодня сосредоточена в субъектах Федерации. Их доля в государственных информационных ресурсах составляет около 25%.
Здесь хранится информация по населению, имуществу, градостроению, землепользованию и т. п.
Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества
В последние годы в динамике информационной инфраструктуры российского общества наблюдаются следующие весьма устойчивые тенденции.
По мере развития процесса информатизации в регионах России происходит все большая децентрализация владения информационными ресурсами. Так, например, в последние годы на финансирование из местных бюджетов перешли многие библиотеки, архивы и другие информационные организации.
В России развиваются не только федеральные и ведомственные информационно-телекоммуникационные системы, но и системы регионального назначения. При этом наблюдается тенденция к созданию таких систем на базе отечественных разработок.
Для управления процессом информатизации в регионах России создаются специальные органы (управления, отделы, центры), находящиеся в структуре региональной администрации или же в ее непосредственном подчинении.
В составе инструментальных средств информатики все шире используются современные модели и информационные технологии, удовлетворяющие международным стандартам.
Происходит постепенная интеграция информационной инфраструктуры России с основными информационными структурами Западной Европы и других стран мирового сообщества.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9