logo search
Programma_Nats_traditsii_Yaponii_1_kurs_1_mod_Dyaykin_2015

Лекции.

Занятие 9. Особенности японской национальной культуры.

Прагматизм и рациональность традиционной китайской культуры. Отзывчивость китайцев. Дотошность китайцев. Огромные адаптационные возможности китайцев.

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Это качество воспитала и "рисовая цивилизация", и конфуцианская этика труда. Способность упорно трудиться очень помогает современным китайцам совершать экономический прыжок в будущее. 

Отмечается непритязательность, неприхотливость китайцев, которые большей частью были очень бедны на протяжении многих столетий. Отсюда проистекает бережливость, экономность.

Как негативные черты национального характера китайцев отмечается тяга к покою, нелюбовь к переменам ("Не приведись вам жить в эпоху перемен" - эти слова Конфуция широко цитируются), настороженное отношение ко всякого рода новациям.

Стремление избегать острых душевных страданий, душевного зла, культивирование стертости истинных чувств европейский ум считает тоже негативным качеством китайцев.

Ксенофобия, т.е. нелюбовь к иностранцам,у китайцев сохраняется влияние традиционной точки зрения о превосходстве китайской культурной традиции над западной.

Как негативную черту можно рассматривать и ограниченность взглядов, узость мышления, замкнутость на себе и своем хозяйстве, порожденную мелким и мельчайшим производством.

Занятие 10. Художественная традиция в Японии

Искусство Китая развивалось непрерывно с неолита до наших дней.Активный рост населения приводил к постоянному увеличению численности лиц, вовлеченных в художественные процессы (мастеров, заказчиков, антикваров), что обусловило беспрецедентный объем художественного наследия. Распространение книжной учености способствовало раннему формированию теоретической рефлексии, представленной сотнями эстетических трактатов. Благодаря развитому историческому мышлению история основных видов китайского искусства была изучена и записана самими китайцами задолго до появления западной синологии.

Общепринято рассматривать историю искусства Китая по династийным эпохам.

Стержнем художественной традиции стала национальная пластическая парадигма, сохранявшая базовые принципы во всех вариантах своих исторических воплощений.

Представление о полевом энергетическом единстве мира инициировало понимание творческого акта как высокой концентрации созидательной энергии ци, транслируемой посредством произведения искусства сквозь любые пространственно-временные дали. Благодаря центральному положению человека в триаде Небо–Земля–Человек, антропное культурное пространство выступало как кульминационная зона энергетических циркуляций всего космоса.

Опыт модернизации культуры ХХ в. показал, что национальная художественная традиция является жизнеспособной системой, готовой к дальнейшему развитию. Полная смена традиции в Китае представляется столь же невероятным делом, как и тотальный отказ от национальной идентичности. В этой связи радикальный разрыв с традиционной пластической парадигмой, на грани которого в начале XXI в. работают некоторые представители крайних форм китайского авангарда, лишь равнозначен индивидуальному выпадению этих художников из области национального искусства. В условиях все расширяющихся международных культурных контактов для Китая в целом плодотворными по-видимому оказываются только те новации, которые находятся в поле действия национальной художественной традиции и опираются на ее достижения.

Занятие 11. Религиозные традиции в Японии.

В китайской культуре принято выделять три основных учения - это местные по своему происхождению конфуцианство и даосизм и пришедший из Индии буддизм, определяющие ценностные измерения жизни традиционного Китая. Наибольшее значение имеют конфуцианство и даосизм. Оба ведущих учения Китая опираются на принцип антропологизма - высокой оценки человека, его природы и предназначения.

Важнейшие аспекты китайской культуры определяются традицией конфуцианства, представляющего собой социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения, подчинении себя служению высшим моральным принципам. Доминанта этической компоненты определяет иерархию традиционных китайских ценностей. Конфуцианское учение провозглашает приоритет социальных задач, общественного долга, социальной роли по отношению к другим формам самопроявления человека. Конфуцианство включает в себя определенную систему поклонения (в первую очередь - культ предков) и ритуальных практик.

В основе даосизма лежит представление о естественных, природных основах бытия. В даосизме воплотилось такое важное измерение китайской культуры, как витализм – возвышение ценностей материальной, естественно-природной жизни. Легендарным основателем даосской традиции считается Лао-цзы. Ведущей установкой даосизма является принцип естественности. Цель человека заключается в соединении с природой, слиянии с Дао (таинственной сущностью мира), которое достигается на основе метода «не-деяния», понимаемого как отказ от любой целенаправленной деятельности, неприятие социальных и культурных ценностей. В традиции даосизма получили развитие психотехнические практики. Даосы культивируют достижение состояния бесстрастности, преодоления активных проявлений психики. В VII—VIII вв. н. э. в даосской традиции сложился институт монашества, оформилось представление о пантеоне небожителей, включающем Нефритового императора - олицетворение мужского начала мира, царицу Запада Сиванму, различные бессмертные существа. Складывается даосская мифология, включающая представление о Восьми бессмертных. В даосской традиции возникли мессианско-утопические учения.

В китайских народных верованиях был создан многочисленный пантеон, имеющий сложную структуру и насчитывающий до 600 божеств. Главенствующее положение занимали божества морального порядка. Всеобщее почитание получил даосский образ Яшмового императора, ставшего главой общекитайского пантеона. Универсальное значение имели основатели «трех учений» - Конфуций, Лao-цзы, Будда. Большей популярностью пользовался бог Гуань-дн, покровитель военных. Самая многочисленная категория китайских богов - божества-покровители, мифические цари и культурные герои древности, образцовые чиновники и ученые мужи, божественные двойники правителей административных территорий, покровители дома и семьи. Широко почитались буддийский персонаж Амитаба, властитель ада Дицзан-ван и богиня Гуаньинь, олицетворявшая сострадание. Над народными божествами возвышалась система императорских культов. Центральное место в системе императорских культов занимало поклонение Небу. В традиционной китайской культуре была развита демонология. 

Общепринятым способом коммуникации с потусторонним миром в Китае издавна было сожжение жертвенных предметов, с эпохи средневековья они повсеместно были заменены бумажными.

Семинарские занятия