Вопрос 44. Сатира и сатирические жанры. Сатира и юмор.
Сатира— комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий, Чехов, Маяковский. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.
Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки.
Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.
Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет ("Путешествия Гулливера" Дж.Свифта, "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина), аллегория (басни Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова).
В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков.
Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.А.Крылова, сатирические стихи Г.Р.Державина. Потом А.С.Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.В.Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.
Жанры сатиры многообразны:
- сатирический роман;
- сатирическая драма;
- комедия;
- эпиграмма;
- анекдот;
- сатирический фельетон;
- карикатура.
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Так, гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» буквально пронизана юмором (описание капризной красавицы Оксаны, Чуба и т. д.).
Сатира это бичующее изобличение всего, что не соответствует передовым эстетическим идеалам, гневное осмеяние всего, что стоит на пути к их полному осуществлению. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.
Юмор видит в свом объективе какие-то стороны, не вступающие в противоречие с идеалом. Объект юмора, заслуживая критики, вс же сохраняет свою привлекательность. Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков, помогая полнее раскрываться всему общественно ценному. В каждой шутке есть доля правды. Правду хотя и уважают, но многие недолюбливают. А шутку любят все, хотя особого уважения к ней не питают.
- Вопрос 20. Античное искусство.
- Вопрос 21. Искусство эпохи возрождения.
- Вопрос 22. Классицизм.
- Вопрос 23. Искусство Просвещения.
- Вопрос 24. Сентиментализм.
- Вопрос 25. Романтизм. Романтика и романтизм.
- Вопрос 26. Классический реализм 19 века / «критический реализм».
- Вопрос 27. Реализм литературы 20 века / «социалистический» реализм.
- Вопрос 29. Вид художественного обобщения: типизация и идеализация.
- 31Язык худ.Лит.
- Вопрос 32. Стихосложение и стиховедение. Основные понятия.
- Вопрос 33. Литературное произведение как художественная целостность. Принципы целостного анализа литературного произведения.
- Вопрос 34. Тема и идея литературного произведения.
- 35.Фабула и сюжет лит. Произведения
- 36.Композиция лит.Произведения
- Вопрос 38. Эпос как литературный род.
- Вопрос 39. Эпические жанры. Роман как эпос нового времени.
- Вопрос 40. Лирика как литературный род.
- Вопрос 41. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры.
- Вопрос 44. Сатира и сатирические жанры. Сатира и юмор.