1 Культура и искусство Древнего Китая.
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.
Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.
В середине I века до н.э. важное значение стала приобретать международная торговля, расцвет которой связан с открытием Великого шелкового пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Кроме шелка по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. А ввозили в Китай драгоценные камни, пряности, благовония.
В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства от набегов кочевников и друг от друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, – мощного фортификационного сооружения протяженностью почти в четыре тысячи километров, состоящего из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.
Что касается философских и религиозных учений для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией. Не проблема «человек–мир» и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.
Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.– sinae, фр.– chine, англ.– china.
- Предмет и задачи курса «Мировая культура и искусство».
- Барроко – стиль архитектуры, живописи, литературы, музыки, декоративно-прикладного искусства.
- 1 Структура искусства и его место в культуре.
- 1 Культура и искусство первобытного общества
- 2 Атеизм и гуманизм французских просветителей
- 1 Художественные стили в искусстве эпохи Просвещения
- 2 Первоначальные религиозные верования
- 1 Особенности первобытного искусства
- 2 Средневековые города – центры западноевропейской культуры и искусства
- 1 Культура и искусство Древней Месопотамии.
- 2. Импрессионизм: идейные искания и художественный метод
- 1 Религиозные верования древних Египтян
- 2 Образование, наука и техника в Западной Европе в 19 веке.
- 1 Конец Западной Римской империи – гибель античной культуры и искусства.
- 2 Предпосылки, этапы и идейная основа европейского Возрождения.
- 1 Достижения культуры и искусства Древнего Египта
- 1 Культура и искусство Древней Индии.
- 2 Модернизм и постмодернизм в мировой культуре и искусстве 20 века.
- 1 Культура и искусство этрусков
- 1 Культура и искусство Древнего Китая.
- 2 Северное и Итальянское Возрождение: общее и особенное.
- 1 Религиозные доктрины Древнего Китая.
- 1 «Серебряный век» русской культуры и искусства.
- 2 Основные принципы критического реализма и их общекультурное значение.
- 1. Буддизм, христианство и ислам – мировые религии.
- 1 Библия и Коран – выдающиеся памятники мировой культуры.
- 2 Художественное объединение «Передвижники».
- 1 Крито-микенская культура. Особенности изобразительного искусства.
- 2.Католичество и православие: особенности и влияние на мировую культуру.
- 1 Изобразительное искусство Древней Греции.
- 2 Реформация в Германии и возникновение протестантизма.
- 1 Древнегреческая литература и театр.
- 2. Художественное объединение «Мир искусств». «Русские сезоны» в Париже.
- 1 Средневековые монастыри и их деятельность в области образования и культуры.
- 2 Расцвет русской художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства во второй половине 19 века.
- 1 Искусство Древнего Рима
- 2 Стиль рококо в западноевропейском изобразительном искусстве
- 1 Музыка, её реализм и народность. Композиторы «могучей кучки».
- 2 Достижения и издержки в развитии советской культуры и искусства в 20 – 30 годы 20 века.
- 1 Религиозные сюжеты в выдающихся произведениях мирового искусства.
- 2 Научно-технический прогресс в послевоенные годы: создание новых самолётов, ракетно-ядерного оружия, освоение космоса.
- 1 Рыцарская культура и её отражение в искусстве
- 2 «Золотой век» русской литературы.