16. Монументальная живопись IX-XII вв. Основные памятники. Общая характеристика системы росписи и стилистики.
Посмотреть билет 18 +:
С X-XI вв. в искусстве господствует пышная декоративность. Торжественный мунамунтализм все чаще соединяется с усложненной символикой. Победа обобщенно-спиритуалистичекого принципа в эстетике приводит к растворению многообразия реального мира в символах, художник стремится освободиться от излишних, докучливых деталей, не раскрывающих, по его мнению, основной идеи произведения. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая, рассудочная симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и вне пространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерскими, заменяет реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он призван отгородить отвлеченное изображение того или иного явления от живой деятельности окружающего мира.
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в
живописи, окончательно складывается иконографический канон — строгие
правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а
также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного
покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за
собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и
сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм
эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел,
однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции. В отличие
от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел
к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм,
вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же
остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами
в Византии вновь утвердились идеи антропоморфенизма. В искусстве опять
обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью
повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир
воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло
его духовное величие и аскетическую чистоту[4].
В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре
голова как сосредоточение духовной жизни становится доминантой человеческой
фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,
линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображении
человеческого лица на первый план выносится одухотворенность, внутреннее
величие, глубина душевных переживаний. Огромные глаза с экстатически
расширенными зрачками, высокий лоб, тонкие, лишенные чувствительности губы
— вот характерные черты портрета в византийском искусстве классического
средневековья. Из культового, художественного творчества почти совсем
исчезает скульптура как искусство, прославляющее телесную, а не духовную
красоту. Ее сменяет плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона).
Отныне художник должен изображать не только тело, но и душу, не только
внешний облик, но и внутреннею духовную жизнь своего героя. В этом, кстати
сказать, важное отличие византийского искусства от западноевропейского, где
скульптурные изображения Христа, мадонн, святых приобрели широчайшее
распространение.
Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных
образов достигается в результате строгой фронтальности изображений и особой
колористической гаммы. Вместо античного импрессионизма с его тончайшей
нюансировкой нежных полутонов, в Византии с Х в. господствуют плотные
локальные краски, наложенные декоративными плоскостями, с преобладанием
пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и белых тонов. Образ человека
как бы окончательно застывает в величественном бесстрастии, лишается
динамизма, олицетворяет состояние созерцательного покоя. Непревзойденным
образцом монументального искусства Византии середины IX в. являются мозаики
Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был
восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о
чем свидетельствует сохранившееся надпись.
Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура
Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности в
сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии дышит мягкой
женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел Гавриил
поражает сходством с никейскими ангелами, он — воплощение земной и
одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с
византийским спиритуализмом. Мозаики выполнены талантливым мастерами,
отличаются утонченным артистизмом в соединении с аристократической манерой
выполнения. По словам известного знатока византийской живописи В. Н.
Лазарева, в них есть нечто «врубелевское». По его мнению, мозаики Софии
Константинопольской — высшее воплощение византийского гения[5].
Другие мозаики Софии (IX — начало XI в.) несколько уступают по
художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету.
Это две сцены, имеющие не только художественное, но и историческое
значение. На одной из них, находящийся в люнете над входом из нарфика в
храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена перед
стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образцы Марии и
Ангела. Смысл сцены — преклонение власти земной перед властью небесной. На
другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. Софии перед сидящей
на троне Богоматерью с младенцем стоят по сторонам император Константин I,
приносящий в дар модель города Константинополя, и император Юстиниан,
подносящий мадонне модель собора св. Софии; византийские императоры просят
заступничества у Богоматери за великий град и его главную церковь. Обе
мозаики — произведения высокого столичного искусства — привлекают красочным
богатством, правильностью пропорций, портретным сходством императоров и
роскошью их одежд.
Вторая половина XI в. и весь XII в. — классическая эпоха в истории
византийского искусства, его высочайший расцвет. Обобщенный
спиритуалистический стиль получает законченность, единство формы и
иконографии, четкое выражение эстетических идеалов. Вместе с тем в нем
появляются новые черты. Стилизованная линия делается тонкой, абстрактной,
контуры фигур становятся легкими, воздушными, движения выглядят более
естественными, в колористической гамме наряду с плотными, определенными
красками, близкими к эмалям, появляются переливчатые тона, сообщающие
изображениями ирреальность, сияние; цвет и свет сливается в общей гармонии.
Шедевром монументальной живописи второй половины XI в. являются
замечательные мозаики и фрески уже упоминавшегося монастыря Дафнии близ
Афин. Они составляют единый изумительный ансамбль, подчиненный строгому
иконографическому канону.
Композиция всех росписей глубоко продумана: в куполе изображен
Пантократор грозный и могучий властелин мира, а на апсиде — сидящая
Богоматерь с младенцем в окружении ангелов и святых. Все расположение фигур
построено с тонким пониманием законов композиции. Живой ритм фигур
проникнут радостным мироощущением. Рисунок мозаик и фресок отличается
совершенством, для достижения большей выразительности лиц применяется
объемная лепка, удлиненные пропорции придают изображению изящество и
стройность, движения фигур естественны и принужденны. Поражает богатство
чистых, сочных и вместе с тем нежных красок, что в соединении с золотом и
серебром составляет изысканную цветовую палитру. Надо сказать, росписи
монастыря Дафнии напоминают фрески Рафаэля[6].
Еще одним шедевром византийского классического стиля являются
сравнительно недавно открытые мозаики южной галереи храма св. Софии в
Константинополе (XII в.) Это, прежде всего великолепный Иисус. В центре
расположен Христос — величественный, мудрый, суровый; по одну его сторону
стоит Мария с необычайно красивым, нежным, скорбным лицом, по другую —
Иоанн Креститель, его мощная фигура дышит трагической силой и
напряженностью. Одухотворенные лица, исполненные возвышенной духовности,
сохраняют объемность и рельефность. Впечатление усиливает красочная лепка,
богатство цветовых оттенков, почти акварельная изысканность колорита.
Верное чувство пропорций соразмерность частей фигур восходящие к традициям
эллинизма, соединяются с экспрессией и суровостью византийского
неоклассицизма[7].
На той же южной галерее Софии Константинопольской был открыт еще один
мозаичный ансамбль, на этот раз светского характера, с портретами
императоров и императриц. На одной из мозаик изображены император
Константин IX Мономах (1042-1054) и его супруга императрица Зоя (умерла в
1050г.) Оба в строгих фронтальных позах, облаченные в роскошные парадные
одежды, с венцами на головах стоят по сторонам восседающего на троне
Христа. В руках василевса мешочек с золотом — дар на содержание церкви, в
руках василиссы свиток — вероятно, дарственная грамота, подтверждающая
привилегии храма. Рядом на стене император Иоанн Комнин (1118-1143), его
супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава, и их сын Алексей. Они
стоят по сторонам Богоматери с младенцем на руках, в таких же фронтальных
позах, со всеми регалиями императорской власти и с дарами в руках[8].
В XI—XII вв. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. От этого
периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон,
преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по
исполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св.
Екатерины на Синае. Она изображает восхождение к небесам монархов по
лестнице нравственного самоусовершенствования и духовных подвигов:
отступившихся же монархов нечистая сила тянет в ад, что придает иконе
известную наивность и фантастичность, несмотря на реалистические черты в
изображении фигур и лиц, на правильные их пропорции, восходящие к
эллинистическим традициям. От XII в. сохранилась шедевр византийской
иконописи — икона Владимирской Богоматери (Москва, Третьяковская галерея).
Впечатляет и другая византийская икона XII в. — Григорий Чудотворец —
хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое, аскетическое лицо Григория
мужественно и спокойно, его взгляд глубок и сосредоточен.
Невозможно перечислить в данном разделе все иконописные памятники
Византии той эпохи. Отметим только, что при Комнинах в связи с постоянными
войнами и усилением военной знати сильно поднялась популярность святых —
защитников и покровителей военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах,
эмалях, на изделиях из слоновой кости и небольших походных иконах из
стеатита все чаще появляются изображения святых-воинов: Дмитрия Солунского,
Феодора Стратилата («полководца»), Федора Тирона («новобранца») и особенно
св. Георгия. Иконографические образы этих персонажей милитаризируются.
Иконографический тип св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X—XI вв. он
изображается в виде пешего война с копьем в правой руке, опирающегося левой
на щит, то в XII в. получает распространение конный образ Георгия без
дракона или иногда поражающего змея. Образ Георгия-воина приобрел огромную
популярность в странах Юго-Восточной и Восточной Европы, особенно на Руси.
- 1. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства.
- 2. Периодизация истории византийского искусства. Характеристика основных периодов. Религиозные и эстетические принципы византийского искусства.
- 3. Происхождение византийской архитектуры. Основные типы культовых и гражданских построек (IV-V вв.).
- 2. Византийская городская застройка.
- 5. Христианский храм: назначение, структура, символика.
- 6. Дионисий Ареопагит «о небесной иерархии». Основные идеи.
- 8. Памятники архитектуры Равенны.
- 9. Постройки времени Юстиниана. Софийский собор в Константинополе: тип, конструктивное решение, образ.
- 10. Мозаики Равенны. Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Базилика священномученика Аполлинария Нового
- Церковь Святого Духа и Крещальня арианцев
- Кафедральный собор и Крещальня (Баптистерий) православных
- Церковь святого мученика Виталия
- Базилика священномученика Аполлинария в Классах
- 11. Ранневизантийские иконы.
- 12. Искусство иконоборческого периода. Смысл иконоборческой позиции и ее воздействие на искусство.
- 13. Крестовокупольный тип храма, его конструктивные, композиционные и образные особенности.
- 14. Архитектура IX-XII вв. Строительство в Константинополе.
- 15. Архитектура IX-XII вв. Строительство в провинциях.
- 16. Монументальная живопись IX-XII вв. Основные памятники. Общая характеристика системы росписи и стилистики.
- 17. Мозаики Сицилии и Венеции.
- 18. Иконопись IX-XII вв.
- Македонское Возрождение (867 - 1057 гг.)
- Эпоха Комнинов (1057 - 1204 г.)
- 19. Архитектура XIII-XV вв.
- 20. Мозаики Кахриэ Джами и другие памятники монументальной живописи XIV-XV вв.
- 21.Фрески Кахриэ Джами. Особенности иконографии и стилистики.
- 22. Иконопись палеологовского периода.
- 23. Византийская миниатюра. Основные принципы оформления книги.
- II. Евангельские сюжеты 1. Искушение Христа в пустыне.
- 6. Притча о сеятеле.
- 7. Притча о потерянной овце.
- 8. Притча о блудном сыне.
- 9. Притча о богаче и Лазаре.
- 10. Крещение.
- 14. Благовещение.
- 15. Вознесение.