4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
Основой мировосприятия древних греков является космоцентризм. Понятие космос здесь отражает сущность и целостность вселенной, мира человека и природы. Космос – единое целое, идеал и «венец» творения, он пронизан разумом и пропорциональностью. Главные характеристики космоса, согласно грекам, - гармония, красота и благо.
Космос чувственно-материален; он есть абсолют, выше которого ничего и никогда не было. Космос как вечное идеальное начало и совершенная система умопостигаем, упорядочен и разумен. Человеческая мысль способна постичь тайны мира, разобраться в его устройстве. Этот подход принципиально отличает мировосприятие античных греков от других древних культур: здесь происходит переход от абсолютно мифологического сознания к зарождающемуся рациональному мировосприятию.
Стремление к вечному космическому идеалу совершенства и гармонии отражается в мифологии и философии древних греков, становится основой искусства (вечный и совершенный идеал, проявленный в прекрасном) и воспитания совершенного человека.
Человек в мировосприятии древних греков гармонично вписывается в упорядоченную картину космоса. Мир и человек – неразрывное органическое целое, где человек – своеобразный «микрокосм». Идеал человека для античных греков – сочетание красоты и меры, стремление к нравственному, физическому и духовному совершенству. Созданию такого человека способствовала целостная система воспитания (и образования), получившая название «пайдейя». Важнейшие составные элементы пайдейи – воспитание физической красоты человека, воспитание личности (нравственный, интеллектуальный и социально-политический компоненты).
Культ физической красоты проявлялся в культивировании гармоничного здорового тела, в котором плоть создана волей. Причем тело – это не только объемная пластика мускулов, но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важной составной частью воспитания (основу воспитательной системы античной Греции составляли обязательные занятия гимнастикой, формирующей и совершенствующей тело).
Не менее важно, нежели физическое совершенство – нравственное воспитание личности. Единство добра и красоты, гармония внешнего и внутреннего содержания составляют смысл центрального понятия древнегреческой эстетики – калокагатии (от греч. «сalos» - прекрасный и «agathos» – хороший, нравственный). Высокие нравственные качества человека воспитывались литературой и искусством (особенное значение здесь имела музыка), способствовали этому, по мнению древних греков, и занятия философией. Важное значение для нравственного воспитания человека имело осознание сущности меры. Принцип «золотой середины» квалифицировал как аморальное любое поведение, нарушающее меру; одинаково осуждались трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.
Добродетели нравственного поведения включали так же понятия долг, честь, слава, которые определяли нравственные идеалы общества (полиса). Жизнь грека во многом имела цену в связи с его служением полису, «общине», где личностное всегда подчинялось общественному. Изначально полисный человек был «мужем войны» и «мужем совета», т.е. воином и государственным деятелем. Частная же жизнь всегда занимала подчиненное место по сравнению с государственными заботами. Воспитание социально-политических добродетелей граждан полиса предполагало ораторское мастерство, приобретение военных навыков (особенного расцвета эта сторона воспитания граждан достигла в Спарте), а также посещение театра.
Театр в Древней Греции может рассматриваться как воплощение государственной политики. В театр шли как на экклесию (народное собрание). Драматурги готовили свои премьеры приблизительно так же, как ораторы и демагоги свои речи в народном собрании или высших управляющих советах. В обоих случаях эффект должен был быть прежде всего политический и воспитательный.
Большое значение для воспитания гражданственности имело и ораторское мастерство. В жизни древнего грека, участвующего в народных собраниях полиса, умение красноречиво и правильно говорить, логически точно аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения было просто необходимо. В ответ на общественную потребность появились и учителя красноречия, которые за плату обучали риторике и «мудрости». Их называли софистами (от греч. sophistes – искусник, мудрец).
Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все, что угодно, т.е. нет незыблемых истин. Они разработали множество риторических уловок, псевдологических доказательств (получивших название софизмы), целью которых было продемонстрировать собеседнику относительность его познаний и настоять на истинности собственных суждений.
Воспитанию гражданственных и личностных добродетелей человека способствовал такой важный принцип жизни древнегреческого общества как агональность (состязательность). Вообще состязательность органично присутствовала во всех областях жизни полиса. Соревновались атлеты во время Олимпийских игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. В политической жизни Античной Греции агональность проявляется как стремление к свободе и индивидуальности. Она способствовала всестороннему проявлению качеств человека, формированию индивидуального подхода и содействовала развитию личности.
Характеризуя систему воспитания в Античной Греции, нельзя не сказать и об интеллектуальном развитии индивида. Конечно, программы обучения частных школ Античной Греции (палестр, гимнасий и т.д.) предполагали развитие лишь элементарных навыков грамоты и счета. Однако, занятия философией, достигшей огромных успехов в Античной Греции, позволяет сказать, что интеллектуальная сфера в Древней Греции постепенно приобретает самостоятельность и независимость (от мифа и религии).
Античный грек стремится к сочетанию чувства с разумом, он пытается разумно (рационально) объяснить окружающий мир.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?